Кого коснутся сокращения в бюджетной сфере
Острый дефицит бюджетных средств вынуждает правительство идти на непопулярные меры. Сокращениям могут подвергнуться работники бюджетной сферы.
9 февраля министр финансов Андрей Харковец на коллегии этого министерства заявил о необходимости сокращения численности занятых в бюджетной сфере на 10-15%. Это позволит сократить расходы бюджета на 2 трлн. рублей.
Однако еще в январе премьер-министр Михаил Мясниковичуспокаивал: в Беларуси не будет массовых увольнений. «Даже в разгар мирового финансово-экономического кризиса у нас в стране обеспечена занятость и социальная защищенность людей, — констатировал он. — Уверен, что в стране не будет массовых увольнений, всплеска безработицы. Это — одна из главных задач органов власти. На это должно ориентироваться правительство, обеспечивая высокий уровень занятости».
Однако, как позже заявил Андрей Харковец, в Беларуси доля экономически активного населения, занятого в бюджетном секторе, существенно превышает аналогичный показатель в соседних странах «со сходным уровнем социально-экономического развития».
В Латвии, например, доля работников сфер образования, здравоохранения и социального обслуживания составляет 12,8% от общего числа занятых, в России — 16,8%. В Беларуси эта цифра достигает 17,5%.
Между тем, как отметил Харковец, для стран, заявивших курс на либерализацию и привлечение иностранных инвестиций, характерен сравнительно низкий уровень вовлечения экономически активного населения в бюджетный сектор. «Уровень ВВП на душу населения в этих странах близок к ВВП Беларуси, но доля занятых в основных отраслях социальной сферы ниже на 3,5 процентных пункта и составляет 14 процентов», — сказал министр.
Он убежден, что вся система бюджетных организаций должна приобрести новый облик: «Бюджетный сектор не должен быть статичным, он должен реформироваться вместе с изменением экономической ситуации».
Два триллиона рублей, которые Минфин рассчитывает сэкономить в результате сокращения занятых в бюджетной сфере, можно было бы «перераспределить на финансирование инвестиций в развитие бюджетной сферы и вывести ее на качественно новый уровень», считает Харковец. Министр также предложил установить лимит финансирования для отраслевых министерств и регионов с учетом экономических возможностей государства: «Не объемы финансирования должны соответствовать сети бюджетных учреждений, а наоборот, — штаты организаций должны подстраиваться под возможности бюджета». Гораздо важнее, подчеркнул он азбучные истины, «как организация реализует свое государственное предназначение, насколько население удовлетворено качеством полученных услуг, а не какова смета организации».
О необходимости изменения приоритетов в политике занятости говорят и в Министерстве труда и социальной защиты. Так, 4 февраля глава ведомства Марианна Щеткиназаявила, что эти приоритеты должны быть смещены «от искусственного сохранения рабочих мест в сторону эффективности использования трудовых ресурсов». По ее словам, подготовлены изменения в закон о занятости населения, которые призваны повысить экономическую активность незанятых граждан и стимулировать нанимателей.
Одна из важнейших задач Минтруда в 2011 году — содействовать нанимателям в структурной перестройке экономики. «При этом мы понимаем, что прогнозный показатель по численности занятых в экономике на нынешний год (согласно указу президента он должен быть не менее 4 млн. 670 тыс. — Naviny.by) в условиях сокращения трудовых ресурсов — задача очень напряженная, но она должна быть выполнена», — подчеркнула министр.
По данным Минтруда, за последние пять лет уровень официально зарегистрированной безработицы в Беларуси снизился на 0,8%. Численность безработных за это время снизилась более чем в два раза — до 33 тысяч человек. Тенденция роста числа занятых сохранялась и в 2010 году. По его итогам этот показатель составил 4 млн. 653,4 тысячи человек, но все равно не дорос до запланированного уровня (4 млн. 740 тысяч).
Уровень официально зарегистрированной безработицы в Беларуси на начало текущего года составил 0,7% к численности экономически активного населения (для сравнения: в Великобритании — 7,9%, в Польше — 9,4%, Литве — 13%, России — 9,2%).
Как видим, заявления чиновников по вопросам занятости противоречивы. С одной стороны, они декларируют необходимость реформирования рынка труда, а с другой — требуют не допустить роста безработицы. В этих условиях, по мнению экспертов, говорить о серьезных реформах рынка занятости, как и о реформировании белорусской экономики в целом не приходится.
«Можно вносить в законодательство сколько угодно поправок, о чем говорила Щеткина, но все они рискуют быть блокированы и отменены росчерком пера одного человека. Собственно, так оно и происходит», — отметил в интервью БелаПАН бывший министр труда Беларуси Александр Соснов.
Впрочем, считает он, увеличения официального показателя безработицы ожидать не стоит в любом случае. «Потерявшие работу представители интеллигенции, учителя или врачи не пойдут получать официальный статус безработных. Потому что в ответ государство им ничего не может предложить, кроме нищенского пособия и разовых работ вроде сбора картошки или уборки улиц», — поясняет эксперт.
«Бюджетников сокращать нужно, но не тех, кого собираются, — считает Соснов. — Очевидно, что наши власти не будут сокращать милиционеров, которых слишком много, или чиновников из аппарата управления. Впрочем, последних, может, слегка и сократят, но сегодня сократят — а завтра введут новые подразделения, новые службы — и ничего кардинально не изменится».
«Начиная с 1994 года, власти сделали много глупостей в сфере труда — например, обязали частных нанимателей руководствоваться государственной тарифной сеткой при начислении заработной платы. Следует отменить эти узаконенные глупости, и ситуация на рынке занятости нормализуется сама собой, никаких программ выдумывать не нужно», — считает экс-министр.
«То, о чем сейчас говорит правительство, — это не реформы. Но при нынешней власти их и ожидать не стоит», — убежден Александр Соснов.
Эксперты отмечают: если бы реальная безработица соответствовала официальной и составляла менее 1%, это было бы экономическим чудом. Но уровня реальной безработицы в нашей стране не знает никто. И одна из первостепенных задач — решение проблемы скрытой безработицы.
«Но было бы ошибкой просто уволить «лишних» работников: мол, пусть сами думают, как им выжить на пособие по безработице, — говорит экономист Ярослав Романчук, который на прошлые президентские выборы шел с программой «Миллион новых рабочих мест». — Чтобы минимизировать социальные издержки сильно искаженного рынка труда, нужно принимать не единичные, а комплексные меры».
Для этого, по мнению экс-кандидата в президенты, необходимо менять принцип социальной защиты: помогать не убыточному предприятию, а человеку в беде. «Предпринимателям из Беларуси и других стран нужно дать возможность изменять ситуацию к лучшему, реализовывать свои бизнес-планы. Период адаптации к новому спросу на рабочую силу в таком случае будет максимально коротким», — считает Романчук.
Планы правительства сделать ставку на деловую активность граждан похвальны, но при этом следует дать самим гражданам реальную возможность такую инициативу проявить, подчеркивает экономист. Пока же объявленная в экономике либерализация существует лишь в форме декларации о намерениях.