Иностранные инвестиции в Беларуси: комментарии не излишни
15.02.2011 12:21
—
Новости Экономики
В Беларуси подготовлен новый план по приватизации. Однако эксперты не ждут резкого повышения активности инвесторов в стране, где благоприятному инвестиционному климату мешает командная экономика. А кроме того, белорусское государство не допустит иностранных инвесторов туда, где справляется само.
Условия, которые власти выдвигают потенциальным покупателям акций предприятий, не способствуют созданию благоприятного инвестиционного климата, полагает белорусский ученый-экономист Леонид Злотников.
Кроме того, наиболее привлекательные для инвесторов активы государство будет по-прежнему придерживать. Такое мнение высказал независимый экономист в интервью Deutsche Welle.
Вопрос обоснованности вмешательства государства в деятельность хозяйственных субъектов поднимается в нашей стране периодически. В последний раз он остро встал в связи с недавним конфликтом белорусских властей и французско-российской компанией "Данон-Юнимилк" (см. БДГ от 3 февраля).
Главе государства не понравилось, что сотрудничество с компанией ограничивается лишь переработкой и экспортом питьевого молока, то есть фактически вывозом сырья.
"Я не думаю, чтобы в другой стране с рыночной экономикой, мэр, губернатор или президент вмешивался бы в деятельность частной фирмы и говорил, что она должна выпускать. А в Беларуси это норма, когда государство, Совет Министров каждый год утверждает всем предприятиям, в том числе и частным, насколько им надо увеличить объем производства", - комментирует ситуацию Л.Злотников.
"Конфликт с "Данон-Юнимилк" - не первый случай, когда власти Беларуси сначала приглашали крупных иностранных инвесторов, а потом вытесняли их с рынка. Так в свое время ушли автомобилестроительный концерн "Форд", не дали работать без посредников компании по производству и продаже мебели "Икеа", - отмечает эксперт.
Когда "Икеа" предложила построить в Витебской области завод по производству деталей для мебели, то наши мебельщики заявили, что это конкурент, и они были против.
Конечное решение принимал президент. А у него нет такого представления, что для качественной, конкурентоспособной на мировых рынках продукции нужна конкуренция внутри страны. И он пошел навстречу требованиям концерна "Беллесбумпром".
Экономист выводит закономерность: "Как только белорусы как-то могут сами справляться с ситуацией, то президент не будет допускать в страну иностранные компании. Например, пивная кампания "Балтика" пострадала, когда президент на различных совещаниях заявлял, что доходную пивную отрасль нельзя отдавать никаким зарубежным кампаниям, что вся прибыль от производства пива должна оставаться в стране. Но белорусское пиво и сейчас не выдерживает конкуренции ни с российским, ни украинским, и после 10-летних попыток пивные предприятия пришлось все-таки передать иностранным инвесторам".
В стране подход к иностранным инвесторам следующий: "Бизнес должен делиться - он должен помогать содержать социальную сферу или футбольную команду, должен обустраивать городок". К примеру, это одно из условий инвесторам для участия в акционировании предприятий нефтехимического комплекса.
"Конечно, бизнес должен заниматься благотворительностью, но не в приказном порядке", - считает Л.Злотников. За рубежом тоже существует социальная ответственность бизнеса. Например, Клуб американских миллиардеров жертвует огромные деньги на решение различных социальных проблем. Билл Гейтс, например, передал почти 30 миллиардов на борьбу с болезнями в Африке.
"В Беларуси особенная экономическая модель, где предприятия остаются по форме как бы рыночными, и при этом существует очень сильное государственное регулирование", - отмечает экономист. Главная цель этой модели – укрепление управляемости экономики.
Президент всегда ставил такую задачу – управлять настолько, насколько можно. То есть, в стране остается командная экономика. Около 70% ВВП создается государственным сектором, цены очень сильно регулируются. А общая атмосфера не благоприятна для любого бизнеса, и для отечественного, и для иностранного.
В свою очередь независимый экономист Михаил Радкевич констатирует: приватизация в стране не идет, так как нет такой установки от руководства страны. По сути, приватизация зачастую саботируется необоснованно высокими ценами на объекты продажи. М.Радкевич отмечает, что просто запретить приватизацию невозможно, а повышением цен претенденту на то или иное предприятие можно дать от ворот поворот.
М. Радкевич полагает, что активная приватизация не начнется и в этот раз, а планы по доходам можно восполнить продажей частью акций предприятия "Беларуськалий" или "Беларуснефть".
В Беларуси есть предприятия, которые всегда будут интересны для инвесторов. Недаром правительство продолжает рассматривать продажу госпредприятий в качестве одного из основных источников поступления денег в казну. В частности, Нацбанк Беларуси планирует в текущем году получить от приватизации около 3 миллиардов долларов.
При этом, как писала БДГ ранее, Госкомимущество Беларуси не подтверждает план продажи госсобственности на $3 млрд в 2011 году, поскольку план приватизации утверждается не по сумме, а по количеству объектов.
Согласно плану Госкомитета по имуществу, подготовлен список из 244 предприятий, которые по планам должны быть приватизированы до 2013 года (см. БДГ от 4 февраля).
Кроме того, наиболее привлекательные для инвесторов активы государство будет по-прежнему придерживать. Такое мнение высказал независимый экономист в интервью Deutsche Welle.
Вопрос обоснованности вмешательства государства в деятельность хозяйственных субъектов поднимается в нашей стране периодически. В последний раз он остро встал в связи с недавним конфликтом белорусских властей и французско-российской компанией "Данон-Юнимилк" (см. БДГ от 3 февраля).
Главе государства не понравилось, что сотрудничество с компанией ограничивается лишь переработкой и экспортом питьевого молока, то есть фактически вывозом сырья.
"Я не думаю, чтобы в другой стране с рыночной экономикой, мэр, губернатор или президент вмешивался бы в деятельность частной фирмы и говорил, что она должна выпускать. А в Беларуси это норма, когда государство, Совет Министров каждый год утверждает всем предприятиям, в том числе и частным, насколько им надо увеличить объем производства", - комментирует ситуацию Л.Злотников.
"Конфликт с "Данон-Юнимилк" - не первый случай, когда власти Беларуси сначала приглашали крупных иностранных инвесторов, а потом вытесняли их с рынка. Так в свое время ушли автомобилестроительный концерн "Форд", не дали работать без посредников компании по производству и продаже мебели "Икеа", - отмечает эксперт.
Когда "Икеа" предложила построить в Витебской области завод по производству деталей для мебели, то наши мебельщики заявили, что это конкурент, и они были против.
Конечное решение принимал президент. А у него нет такого представления, что для качественной, конкурентоспособной на мировых рынках продукции нужна конкуренция внутри страны. И он пошел навстречу требованиям концерна "Беллесбумпром".
Экономист выводит закономерность: "Как только белорусы как-то могут сами справляться с ситуацией, то президент не будет допускать в страну иностранные компании. Например, пивная кампания "Балтика" пострадала, когда президент на различных совещаниях заявлял, что доходную пивную отрасль нельзя отдавать никаким зарубежным кампаниям, что вся прибыль от производства пива должна оставаться в стране. Но белорусское пиво и сейчас не выдерживает конкуренции ни с российским, ни украинским, и после 10-летних попыток пивные предприятия пришлось все-таки передать иностранным инвесторам".
В стране подход к иностранным инвесторам следующий: "Бизнес должен делиться - он должен помогать содержать социальную сферу или футбольную команду, должен обустраивать городок". К примеру, это одно из условий инвесторам для участия в акционировании предприятий нефтехимического комплекса.
"Конечно, бизнес должен заниматься благотворительностью, но не в приказном порядке", - считает Л.Злотников. За рубежом тоже существует социальная ответственность бизнеса. Например, Клуб американских миллиардеров жертвует огромные деньги на решение различных социальных проблем. Билл Гейтс, например, передал почти 30 миллиардов на борьбу с болезнями в Африке.
"В Беларуси особенная экономическая модель, где предприятия остаются по форме как бы рыночными, и при этом существует очень сильное государственное регулирование", - отмечает экономист. Главная цель этой модели – укрепление управляемости экономики.
Президент всегда ставил такую задачу – управлять настолько, насколько можно. То есть, в стране остается командная экономика. Около 70% ВВП создается государственным сектором, цены очень сильно регулируются. А общая атмосфера не благоприятна для любого бизнеса, и для отечественного, и для иностранного.
В свою очередь независимый экономист Михаил Радкевич констатирует: приватизация в стране не идет, так как нет такой установки от руководства страны. По сути, приватизация зачастую саботируется необоснованно высокими ценами на объекты продажи. М.Радкевич отмечает, что просто запретить приватизацию невозможно, а повышением цен претенденту на то или иное предприятие можно дать от ворот поворот.
М. Радкевич полагает, что активная приватизация не начнется и в этот раз, а планы по доходам можно восполнить продажей частью акций предприятия "Беларуськалий" или "Беларуснефть".
В Беларуси есть предприятия, которые всегда будут интересны для инвесторов. Недаром правительство продолжает рассматривать продажу госпредприятий в качестве одного из основных источников поступления денег в казну. В частности, Нацбанк Беларуси планирует в текущем году получить от приватизации около 3 миллиардов долларов.
При этом, как писала БДГ ранее, Госкомимущество Беларуси не подтверждает план продажи госсобственности на $3 млрд в 2011 году, поскольку план приватизации утверждается не по сумме, а по количеству объектов.
Согласно плану Госкомитета по имуществу, подготовлен список из 244 предприятий, которые по планам должны быть приватизированы до 2013 года (см. БДГ от 4 февраля).