У государства кончаются деньги, которые можно пускать на ветер

Источник материала:  
09.02.2011 19:49 — Новости Экономики


Министерство финансов Беларуси выступило с инициативой ужесточить условия представления госпредприятиям финансовой поддержки за счет средств бюджета.

У государства кончаются деньги, которые можно пускать на ветер

Субъекты хозяйствования настолько привыкли пользоваться дешевыми ресурсами, что у государства возникли проблемы с их возвратом. Чтобы навести порядок, Минфин будет настаивать на повышении для предприятий-неплательщиков ставки по льготным кредитам до уровня ставки рефинансирования.

Финансовая господдержка была и остается для бюджета большим бременем. Только за 9 месяцев 2010 года господдержка субъектам хозяйствования была оказана на 658 млрд. рублей. В том числе возмещение части процентов за пользование кредитами — 105 млрд. рублей, бюджетные ссуды и займы — 75 млрд. рублей, снижение цен на энергоресурсы — 246 млрд. рублей.

Минфин не скрывает, что объемы финансовой поддержки за счет бюджета достигли небывалых размеров.

«Государственная поддержка настолько масштабна, что ею пронизаны почти все сферы экономики. В результате до половины всех кредитов, выдаваемых реальному сектору экономики, льготируется за счет бюджета», — заявил министр финансов Андрей Харковец во время расширенного заседания коллегии министерства.

Правительство не первый год пытается реформировать механизм предоставления господдержки. Минувшее пятилетие начиналось с того, что господдержка оказывалась предприятиям в основном в виде прямого субсидирования и бюджетных ссуд. Впоследствии правительство до минимума сократило такие виды поддержки, перейдя к более эффективному ее виду — компенсации части процентов по банковским кредитам.

Вместе с тем объем такой господдержки стал неуклонно расти, вымывая из бюджета миллиарды рублей. «В 2011 году по сравнению с 2008 годом объем этих расходов бюджета вырос более чем в 5 раз и достиг 2,2 трлн. рублей», — констатировал Харковец.

Более того, государство столкнулось с проблемой возврата вложенных ресурсов. По словам министра финансов, предоставляемые на 1-2 года кредиты не единожды пролонгируются. Получив дешевые оборотные средства, никто не собирается от них отказываться. Трудности сбыта, утрата рынков становится ширмой для руководителей, чьи идеи не нашли реального воплощения в жизнь.

Такая страсть к халяве переполнила чашу терпения Минфина.

«Пролонгация погашения кредитных ресурсов и возникновение неплатежей по ним должны автоматически повышать ставку по кредиту до уровня как минимум ставки рефинансирования. Мы на этом будем настаивать», — категорично заявил министр.

Он также обратил внимание, что обеспеченные господдержкой предприятия не озабочены поиском альтернативных источников ресурсов, каким являются, например, корпоративные облигации.

«Доля заимствований на рынке корпоративных ценных бумаг со стороны госпредприятий сохраняется на уровне 30%, остальные 70% приходятся на негосударственные предприятия, хотя для привлечения созданы все необходимые условия».

Возможно, к господдержке не было бы такого пристального внимания, если бы она эффективно использовалась. Но в этом многие предприятия также не преуспели.

К примеру, в барановичский «Бархим» за три последних года государство вложило около 25 млрд. рублей. Однако эффективность этих вложений оказалась отрицательной. «У меня такое впечатление, что у «Бархима» нерадостная перспектива. Думаю, что продать его за средства, которые были вложены в последние три года, вряд ли удастся», — заявил на недавнем расширенном заседании Совмина вице-премьер Сергей Румас.

А между тем инвестор, которому ранее отказали в продаже «Бархима», построил в Осиповичах завод, по мощности в 8 раз превышающий возможности барановичского предприятия.

В правительстве сейчас пытаются проанализировать, есть ли смысл вкладывать средства в предприятия, где не видно признаков рентабельной работы и нет четкого понимания, будет ли она в ближайшее время.

В свою очередь Сергей Румас считает, что «неэффективные госпредприятия должны менять собственника. У государства больше нет возможности оказывать в таком объеме господдержку, как это оно делало раньше».

Претензии у правительства по использованию финансовой поддержки и выделяемых кредитных средств есть не только к предприятиям, но и к целым регионам.

По словам министра финансов, в 2010 году наметилась стремительная тенденция накопления долга местных органов госуправления для удовлетворения растущих аппетитов местных властей. Это создало реальную угрозу финансовой стабильности регионов и экономической безопасности страны в целом.

«В ряде областей высокий уровень долгов в условиях существенного замедления доходов бюджета привел к невозможности финансировать даже первоочередные расходы. Все ресурсы бюджета уходили на погашение накопленных ранее обязательств. Сохранение такой ситуации создавало угрозу дефолта бюджетов регионов», — описал ситуацию Андрей Харковец.

Минфин в итоге нашел инструмент реструктуризации долгов местных бюджетов в 1 трлн. рублей. Вместе с тем Харковец предупредил, что это не станет обычной для всех практикой.

«Все должны рассчитывать исключительно на себя и не надеяться на помощь со стороны республиканского бюджета. Реструктуризация кредитной задолженности — это исключительная мера, введенная для развязывания проблемных долгов. В 2011 году применение такой практики будет ограничено только обязательствами, образовавшимся по кредитам, предоставленным по решению главы государства и правительства», — заявил Харковец.



Андрей КОЖЕМЯКИН

←В Беларуси принята программа развития инфраструктуры на госгранице на 2011-2015 годы

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика