Бизнес заплатит за директиву № 4
Александр Лукашенко открыто предупредил белорусский бизнес: за поддержку, которая предусмотрена директивой № 4, государство хочет получить дивиденды. Бизнес-сообщество считает, что сейчас не время для торга.
О директиве президент вспомнил, выступая в Палате представителей перед официальным утверждением в должности премьер-министра Михаила Мясниковича. Раздавая задания правительству, глава государства затронул и вопрос стимулирования деловой активности в стране. Заодно пояснил предпринимателям некоторые нюансы директивы.
«Если предприниматели видят в этой директиве понижение налогов, а они, заметьте, не самые бедные люди, полную свободу — что хочу, то и ворочу, то этого не будет. Мы для чего поддерживаем? Чтобы предприниматель хорошо зарабатывал. Но чтобы и государство, которое создает эти условия и поддерживает тебя, имело от этого какие-то дивиденды», — сказал Лукашенко.
Но и без директивы бизнес приносит государству дивиденды, помогая развиваться экономике. В 2010 году малый бизнес формировал около 12% ВВП, средний — еще 13%. По оценкам экспертов, число микро, малых, средних организаций и ИП к началу 2011 года составило около 330 тысяч. Инвестиции в основной капитал составляют около 3,5-4 млрд. долларов или около 7-8% ВВП. Чистая прибыль превышает 1 млрд. долларов, а рентабельность в этом секторе экономики на 15-20% выше, чем в среднем по стране.
Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов считает, что сейчас не время для торга, и государству не стоит зацикливаться на вопросе, кто и что получит благодаря директиве.
«Если продолжать поддерживать натянутые отношения между государством и бизнесом, которые выражаются в доведении прогнозных показателей, попытках лишить лицензии за малейшие нарушения, то никто вообще не получит никаких дивидендов. Нужно строить конструктивное сотрудничество на партнерских взаимоотношениях, и не делить, кто больше получит — предприниматели, или государство, которое что-то им разрешило».
Александр Лукашенко, говоря о дивидендах, имел в виду, прежде всего, налоги. Он заверил, что на собственные доходы бизнеса государство не собирается претендовать «Все, что ваше — никто заглядывать в карман к вам не будет», — сказал Лукашенко. Но пригрозил, что спрос за неуплату налогов будет самый строгий. «Поэтому работайте честно, платите налоги», — добавил глава государства.
Однако, считает Виктор Маргелов, у многих предпринимателей есть экономические причины скрывать свои реальные доходы, и, соответственно, занижать суммы налогов.
«Все зависит от уровня финансового положения предпринимателя. Если он не может в рамках закона существовать на уровне рабочего на заводе, а у него есть семья, ему тоже надо платить за квартиру, то ему приходится обманывать государство, иначе просто не выжить. С таких людей, на мой взгляд, надо стремиться не налоги получать, а создавать им условия для роста и развития в нечто большее, чем предприниматель, и тогда они будут платить все налоги. На мой взгляд, законы в части уплаты налогов должны приниматься с учетом интересов не только государства, но и бизнеса. Тогда налоговое законодательство будет лучше исполняться», — отмечает эксперт.
О том, что налоговое законодательство, несмотря на все меры по снижению налоговой нагрузки, надо, по мнению бизнеса, менять и дальше, подтверждает содержание Платформы бизнеса-2011. Документ, который уже почти доработан деловым сообществом, содержит шесть приоритетных направлений реформирования делового климата страны, в том числе затрагивает реформирование налогового законодательства.
В частности, разработчики документа предлагают властям рассмотреть возможность снизить базовую ставку НДС до 15%, ставку налога при упрощенной системе налогообложения — до 6%, отчисления в Фонд социальной защиты населения — до 25%.
Также авторы платформы выступают за: введение ставки налога на прибыль «0» для малых и средних предприятий, осуществляющих инновационную деятельность; предоставление права микроорганизациям производить отчисления в Фонд социальной защиты населения, исходя из уровня не более средней заработной платы в отрасли; предоставление отсрочки производителям до 30 дней по уплате НДС при импорте сырья и комплектующих.
Государство периодически намекает бизнесу, что и так все упрощает и либерализирует. Не много ли предприниматели, которым дали столько поблажек, просят? Виктор Маргелов считает, что такие просьбы обоснованы.
«На самом деле просят государственные предприятия, как, например, завод белково-витаминных концентратов в Витебской области. В прошлом году он из бюджета государства получил безвозвратной помощи более чем на 10 млрд. рублей. Вот такие предприятия просят. А бизнес, ничего не взяв у государства, дает. И просит, чтобы ему меньше мешали работать. И мне кажется, это нормальная просьба».
Виктор Маргелов напоминает, что белорусскому бизнесу в рамках Таможенного союза придется столкнуться с жесточайшей конкуренцией со стороны бизнеса России и Казахстана: «Мы должны успешно с ними конкурировать, это возможно, когда налоги будут не выше, чем у наших партнеров по Таможенному союзу. Иначе наша продукция будет неконкурентоспособной. Сюда будут ввозиться импортные товары, отрицательно сальдо будет расти, а возможности для производства внутри страны ухудшаться».
При этом эксперт подчеркивает, что «если у бизнеса все забирать, то развиваться он никак не будет».
Но в части уплаты налогов, в особенности что касается поступления в бюджет, бизнесу не стоит ожидать от государства ослабления своей позиции. Наоборот, если судить по тому, как развивается ситуация с предпринимателями, уплачивающими единый налог, государство хочет собирать больше.
Зато глава государства пообещал, что в отношении частной собственности понятие «забирать» будет искореняться: «Если это твое, ты создал, то никто не имеет право это у тебя изъять. Должны быть единичные случаи, когда прикасаются к частной собственности».
Однако у бизнеса пока большие сомнения, что так будет на самом деле.
Андрей КОЖЕМЯКИН