Santa Barbara заканчивается?
Договоренности с Россией по нефти, документально оформленные 25 января, обойдутся Беларуси дополнительно в 0,5-1 млрд. долларов в зависимости от объемов импорта российского сырья и поставок нефтепродуктов на экспорт. Но это не единственное, чего добились российские компании, отмечают эксперты. Благодаря новой формуле цены Россия может вытеснить из Беларуси венесуэльское сырье — нефть с романтичным названием Santa Barbara.
Официально ни белорусская, ни российская стороны не раскрыли условия договоренностей по поставкам нефти. В концерне «Белнефтехим» и российской компании «Транснефть» ссылаются на коммерческую тайну. «Это коммерческие вопросы. Мы такую информацию не давали, не даем и давать не будем», — заявила пресс-секретарь концерна Марина Костюченко.
Между тем, по неофициальной информации, белорусской стороне пришлось пойти на уступки России, согласившись покупать беспошлинную нефть с выплатой премии в размере 6,3 доллара за баррель, или 46 долларов за тонну.
Изначально российские компании требовали чуть меньше — 45 долларов за тонну. По их расчетам, в условиях поставки в Беларусь беспошлинной нефти указанная премия позволит обеспечить равнодоходность поставок на экспорт нефти и нефтепродуктов.
Дело в том, что экспортная пошлина на нефтепродукты, которую обязана уплачивать белорусская сторона в бюджет РФ, по расчетам экспертов, более чем на 120 долларов ниже экспортной пошлины на нефть, которую белорусские НПЗ уже платить не будут.
С учетом транспортных расходов и затрат на процессинг экспорт тонны нефтепродуктов, как подсчитали эксперты, приносит белорусской нефтепереработке на 90 долларов больше, чем экспорт тонны нефти. Российские компании захотели получить половину от этой суммы.
Как подчеркивает экономист Сергей Чалый, «это укладывается в давно выбранную Россией линию поведения. Чтобы не случилось и какие бы соглашения не подписывались, как бы там мы не крутились с Таможенным союзом и ЕЭП, все равно нормальных отношений в нефтегазовой сфере, как мы рассчитываем, не будет. Так или иначе, Россия заберет свои деньги».
Аналитик Банка Москвы Денис Борисов, в свою очередь, отмечает, что «в целом, если рассматривать сделку комплексно, она выгодна и России, и Беларуси. Объективно, что в любой ситуации та или иная сторона пытается добиться наиболее благоприятных для себя условий, отсюда и нежелание Беларуси изначально соглашаться на оплату премии в 45 долларов за тонну. Но, несмотря на то, что Беларуси пришлось пойти на уступки России, ей выгоден и сам факт договоренностей, и заключение сделки с Россией о поставках беспошлинной нефти».
С начала года белорусские НПЗ не получали из России ни грамма нефти. Имевшихся запасов, по данным некоторых источников, едва хватило бы до конца текущей недели. Кроме того, «Транснефть» из-за отсутствия договоренностей начала распродавать зарезервированные для поставки в Беларусь 1,5 млн. тонн нефти другим потребителям.
Согласование формулы цены позволило возобновить поставки. В январе, как ожидается, на Мозырский НПЗ поступит около 200 тысяч тонн нефти, на «Нафтан» — 150 тысяч тонн.
Россия вместе с тем рассчитывает увеличить в текущем году объемы поставок нефти. В прошлом году из-за введения пошлины на нефть объем поставок российской нефти в Беларусь сократился на 40% по сравнению с 2009 годом и составил примерно 12,88 млн. тонн. При этом потери бюджета Беларуси составили около 2 трлн. рублей.
Теперь, как подчеркивают российские чиновники, Беларуси предоставлены очень выгодные условия для покупки нефти в России. Денис Борисов не исключает, что по экономическим причинам белорусские НПЗ почти весь необходимый для полной загрузки мощностей объем нефти (около 22 млн. тонн) ввезут из России.
«Думаю, в этом году импорт нефти из России может вернуться на прежние объемы, которые составляли примерно 22 млн. тонн нефти. Конечно, нельзя исключать, что определенную часть нефти Беларусь купит в Венесуэле, чтобы минимизировать риски зависимости от одного поставщика. Технически есть возможность замены и половины российской нефти венесуэльской. Но по стоимости российская нефть будет обходиться почти в два раза дешевле. Конечно, не исключено, что Беларусь покупает в Венесуэле нефть с определенной скидкой. Но вряд ли она будет столь весомой по сравнению с отменой экспортной пошлины на российскую нефть».
Профильные эксперты обращают внимание и еще на одну деталь. По данным источников, формула цены на нефть такова, что со снижением объемов импорта нефти из России будет увеличиваться премия российских поставщиков.
«Очевидно, что Россия делает расчет на снижение влияния венесуэльского проекта и даже на его полное закрытие Беларусью. Поэтому можно ожидать, что объем импорта российской нефти по сравнению с прошлым годом вырастет. Поставки из Венесуэлы займут лишь небольшую долю», — считает Сергей Чалый.
Отмечая, что при нынешних условиях закупать нефть в России выгоднее, эксперт подчеркивает, что «проект с Венесуэлой тянул за собой много полезных вещей. В частности, развитие межрегионального сотрудничества с Украиной, Азербайджаном».
При этом, по словам эксперта, «сейчас идут слухи, что белорусская сторона не относилась к этому проекту всерьез. Это были попытки лишь использовать Венесуэлу как инструмент выторговать у России выгодные условия покупки нефти».
Сергей Чалый вместе с тем не думает, что затухание нефтяного проекта повлияет на экономические отношения с Венесуэлой: «Со стороны Чавеса это было некой рукой помощи. Какие-то выгоды хотела получить и Венесуэла. Но не думаю, что Чавес будет сильно переживать, если реализация проекта застопорится».
Андрей КОЖЕМЯКИН