Кризис не помешал белорусам оставить в магазинах и на рынках почти $20 млрд
26.01.2011 09:30
—
Новости Экономики
Кризис не помешал белорусам оставить в магазинах и на рынках почти $20 млрд
— А все благодаря тому, что отечественные производители начали разливать соки в тетрапаки, появились новые торговые марки, интересное оформление, да и торговля выставила их на лучших местах, — замечает главный технолог отдела плодоовощной и крахмалопаточной отраслей концерна “Белгоспищепром” Зоя Пересятник. — Попробовав белорусские соки, покупатель убедился в их качестве. Конечно, важную роль сыграло и необычайно жаркое лето. В такую погоду особой популярностью пользовались именно легкие и освежающие напитки — купажи на основе березового сока.
Рост на 20 процентов продажи безалкогольных напитков также легко объясняется прошлогодней жарой. Причем, как считает начальник сектора пивной отрасли “Белгоспищепрома” Евгений Марьюшич, наибольший вклад в этот рост внес хлебный напиток натурального брожения — квас. Минувшим летом именно он пользовался неожиданно большой популярностью у белорусов.
— Реализация кваса увеличилась на 60 процентов, — уточняет наш собеседник. — Отрадно, что покупатель отдает предпочтение именно натуральному напитку. Нельзя списывать со счетов, конечно, и активную маркетинговую политику производителей этого продукта.
Однако, по данным Белстата, большую часть своих доходов мы все же тратили на непродовольственные товары. В первую очередь на обувь, одежду, стиральные машины и синтетические моющие средства: именно на эти товары в 2010 году больше всего возрос покупательский спрос.
Кандидат экономических наук Владимир Поплыко уверен, что первая и основная причина такой покупательской активности кроется в возросших в прошлом году реальных доходах населения.
— На 13,7 процента выросли реальные доходы, и это отразилось на розничной торговле. Означает ли это, что экономический кризис в Беларуси наконец-то закончился? Думаю, что никакого кризиса у нас и не было, — уверен эксперт. — В 2009 году экономика Беларуси просто притормозила свое развитие, а в прошлом году темпы увеличились за счет роста объемов внешней торговли, производительности труда и внутреннего товарооборота.
Как вырос спрос в 2010 году (по всем каналам реализации)
Товар | Рост продаж, % |
Соки | 25 |
Безалкогольные напитки | 19,2 |
Сыры | 18 |
Кондитерские изделия | 11,2 |
Мясо | 10 |
Обувь | 33,4 |
Синтетические моющие средства | 24,7 |
Швейные изделия | 22,5 |
Верхний трикотаж | 12,6 |
Бельевой трикотаж | 10,2 |
Стиральные машины | 10,4 |
Языком цифр
Зарплатный расклад
Разумеется, чтобы тратить больше, нужны соответствующие доходы. А они, по данным Национального статистического комитета, в прошлом году у белорусов заметно подросли. Скажем, в январе—декабре прошлого года реальная заработная плата (напомним, она рассчитывается с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) увеличилась без малого на 15 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. Причем декабрьская зарплата в 2010 году по сравнению с ноябрьской подросла на 10,6 процента. Из областей по номинальной начисленной среднемесячной зарплате за январь—декабрь 2010-го лидирует Минская — 1207,8 тысячи рублей. Затем идут Гомельская и Гродненская — 1170,2 и 1129,1 тысячи рублей соответственно. В Могилевской области номинальная начисленная среднемесячная зарплата составила 1108,5 тысячи рублей, в Брестской — 1108,1 тысячи, а в Витебской — 1105,6 тысячи рублей. По Минску этот показатель равен 1622,2 тысячи рублей.
Если говорить о профессиональном зарплатном раскладе, то в декабре 2010 года средний заработок на промышленных предприятиях составил 1729,2 тысячи рублей, в строительных организациях — 1983,5 тысячи, в организациях транспорта — 1751,2 тысячи, сельского хозяйства — 993,2 тысячи. Сотрудники торговли и общественного питания в среднем получили 1336,1 тысячи, здравоохранения — 1447,1 тысячи, в учреждениях образования средняя заработная плата в декабре прошлого года составила 1291,7 тысячи рублей.