Белорусы стали покупать больше «ненужного»
Население в минувшем году стало покупать в магазинах больше товаров, которые на Всебелорусском народном собрании были названы «ненужными», «некритическими». Речь идет об импортной продукции. Доля отечественных производителей по многим товарным позициям за 2010 год снизилась.
Удельный вес импортной обуви в продажах магазинов по итогам 2010 года составил 27,2% (в 2009 году — 18,1%). Таким образом, доля отечественных производителей за прошлый год сократилась на 9,1%.
Доля импортного бельевого трикотажа сложилась в 2010 году на уровне 10,9%, в 2009-м — 8,9%.
Значительно выросла в прошлом году доля импортных швейных изделий. Если в 2009-м доля импорта в этом сегменте рынка составляла 22,3%, то в 2010-м уже 30,5%.
Аналогичная тенденция характерна и для бытовой техники. В минувшем году доля импортных стиральных машин в розничных продажах составила 58,3%, в позапрошлом году — 48%. Также существенно выросла доля импортных холодильников и морозильников (24% в 2010-м против 15,8% в 2009-м).
Предметы бытовой химии белорусы в 2010 году также предпочитали выбирать импортные. Доля зарубежных синтетических моющих средств в продажах торговых организаций составила 66,2% (в 2009-м году — 60,5%).
Эксперты находят разные причины тому, почему на внутреннем рынке растут позиции импорта.
Экономист Исследовательского центра ИПМ Дмитрий Крук видит в случившемся последствия прошлогоднего роста зарплат.
«Искусственное увеличение доходов вылилось в увеличении спроса на импорт, — полагает экономист. — Белорусские потребители воспринимают импортные товары как более качественные. Соответственно, увеличение доходов населения ведет к повышению спроса на более качественные товары, в нашем случае — импортные».
По мнению экспертов, одна из причин роста импорта на внутреннем рынке заключается еще и в том, что белорусские производители уступают своим зарубежным конкурентам.
«Зарубежные компании, как правило, превосходят отечественные предприятия и в продажах, и в маркетинге», — говорит председатель совета директоров Emas Group Андрей Коляда.
Такую точку зрения высказал и руководитель Центра стратегического развития «Маркетинговые системы» Анатолий Акантинов.
«Наш производитель привык сбывать товар, и мало внимания уделяет взаимоотношениям с торговлей. Поставщики импортной продукции умеют создать более привлекательные условия сотрудничества для торговых организаций. Соответственно, их товару представители розницы уделяют большее внимание, и это, в конечном счете, приводит к увеличению продаж», — отмечает эксперт.
Рост импорта вызывает у белорусских властей ожидаемое недовольство. Во время недавнего Всебелорусского народного собрания было заявлено, что страна потребляет много «ненужного, некритического, того, что можем производить сами».
К «ненужным» товарам были отнесены вышеупомянутые импортные холодильники, моющие средства, телевизоры. «Многое из того, что сегодня завозится из-за рубежа, мы в состоянии производить сами. Если постараемся, то не хуже и даже лучше импортного. Притом гораздо дешевле для наших людей», — заявил Александр Лукашенко, выступая на Всебелорусском собрании.
Создание импортозамещающих производств может быть целесообразно в отдельных направлениях, но огульное импортозамещение пользы стране не принесет, считает Анатолий Акантинов.
«Некоторые товары мы действительно можем произвести сами, но огульный подход в этом направлении связан с высокими рисками, — полагает Акантинов. — Мы рискуем тем, что товары, которые мы станем производить вместо импортных, окажутся более дорогими и менее качественными».
Уменьшение импорта путем применения административного ресурса, который Беларусь уже использует, может привести к нежелательным последствиям, полагает председатель совета директоров Емаs group Андрей Коляда .
«Удушение импорта административным путем может быть чревато ответными мерами, — полагает Андрей Коляда. — Недавний пример на пивном рынке, когда мы ввели лицензирование украинского пива, это доказывает. Украинские производители, почувствовав ограничения на белорусском рынке, обратились в свое правительство с предложением ввести адекватные меры в отношении белорусских товаров».
Дмитрий ЗАЯЦ