Одесса-Броды: утешительный договор
18.01.2011 09:22
—
Новости Экономики
Договор на поставку нефти в Беларусь на Мозырский НПЗ подписан. Интересам России он не угрожает, но и интересам Украины не вполне соответствует: нефтепровод Одесса–Броды будет загружен в меньших объемах, чем ожидалось.
ОАО "Укртранснафта" и ЗАО "Белорусская нефтяная компания" (БНК) подписали договор, которым предусмотрена гарантированная транспортировка 4 млн т легкой нефти ежегодно через нефтетранспортную систему Украины с использованием нефтепровода "Одесса-Броды" к белорусскому нефтеперерабатывающему заводу в г. Мозырь.
С украинской стороны договор подписан главой правления ОАО "Укртранснафта" Александром Лазорко, с белорусской - заместителем генерального директора ЗАО "Белорусская нефтяная компания" Андреем Шишко. Договор заключен сроком на два года с дальнейшей его пролонгацией при согласии сторон.
Заключению договора предшествовала пробная перекачка 80 тыс. т нефти в ноябре 2010 г.
"Успешное осуществление пробной перекачки подтвердило экономическую эффективность маршрута транспортировки нефти, техническую готовность системы магистральных нефтепроводов Украины к снабжению нефти в направлении Беларуси при одновременном сохранении надежного и бесперебойного транзита нефти российских грузоотправителей в направлении Чехии, Словакии и Венгрии в соответствии с действующими контрактными обязательствами", - говорится в сообщении, сообщает РБК-Украина.
В настоящее время Украина также ведет переговоры с БНК о возможности прокачки по маршруту "Одесса-Броды" 4 млн тонн нефти ежегодно для нужд Дрогобычского нефтеперерабатывающего завода (НПК "Галичина", Львовская область), Надвирнянского НПЗ ("Нафтохимик Прикарпаття", Ивано-Франковская область), сообщил журналистам замминистра энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Кирюшин.
По каким причинам соглашения не подписаны, И.Кирюшин не уточнил. Сейчас работа предприятия даже на дешевой венесуэльской нефти нерентабельна, сообщает "КоммерсантЪ" со ссылкой на пресс-службу "Нафтохимика Прикарпаття".
"Белорусские производители завозят свои нефтепродукты в Украину через компанию "Ливела", уходя от налогообложения. Они не платят акцизный сбор, тогда как мы должны платить", – пояснили на предприятии. В конце прошлого года Высший административный суд оставил в силе налоговые льготы для импортера нефтепродуктов – компании "Ливела". С августа прошлого года компания импортирует их без уплаты акциза, НДС и ввозной пошлины, руководствуясь судебным решением, вынесенным на основании закона, который действовал в стране еще в 1990-х годах.
Между тем, опасения российских компании, что запуск участка "Одесса - Броды", который является частью единой системы трубопроводов, в аверсном режиме может негативно отразиться на всей системе, в том числе на поставках российской нефти по нефтепроводу "Дружба" в Европу, необоснованы.
Подписание договора о транспортировке нефти между Беларусью и Украиной не затрагивает интересы России, заявил министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко.
"Этот договор не затрагивает интересы российских партнеров и никоим образом не влияет на поставки в Европу через нашу страну", - сказал он, подчеркнув, что "новый маршрут транспортировки нефти и для нас, и для белорусских партнеров является очень важным - мы получаем дополнительные отчисления в бюджет, а белорусская сторона получает гарантированный объем нефти. Мы все довольны".
По словам министра энергетики и угольной промышленности Украины, выполнение договора будет способствовать реализации значительного экономического потенциала двухстороннего сотрудничества Украины и Беларуси, усилению энергетической безопасности двух стран.
Однако, нефтепровод Одесса–Броды будет загружен в меньших объемах, чем ожидалось. Объем поставок Беларуси в подписанном соглашении сокращен – изначально планировалось поставить 6 млн т. Это связано с тем, что Беларусь достигла в прошлом году договоренности с Россией о беспошлинной поставке сырья на свои НПЗ. В результате импорт российской нефти в Беларусь должен вырасти с 12 млн т до 21,7 млн т в год.
За счет контракта с Беларусью Украина рассчитывала на 70% загрузить мощности своего нефтепровода (составляют 14 млн т в год), который фактически прекратил прокачку с мая прошлого года. В Минэнерго ранее оценили, что прокачка этой нефти позволит стране дополнительно заработать $70-80 млн. Теперь доходы оцениваются в $35 млн.
При этом, как считает Максим Шеин из ИК "Брокеркредитсервис", увеличение закупок дешевого сырья в России может привести к тому, что Беларусь не выполнит своих обязательств по прокачке венесуэльской нефти. "Российская нефть после отмены пошлин станет аналогичной по цене венесуэльской и даже немного дешевле. При этом ее поставка может осуществляться оперативно – и менять объемы также можно оперативно, раз в месяц. Для сравнения: на поставку венесуэльской нефти необходимо 2-3 месяца", – отмечает он.
С украинской стороны договор подписан главой правления ОАО "Укртранснафта" Александром Лазорко, с белорусской - заместителем генерального директора ЗАО "Белорусская нефтяная компания" Андреем Шишко. Договор заключен сроком на два года с дальнейшей его пролонгацией при согласии сторон.
Заключению договора предшествовала пробная перекачка 80 тыс. т нефти в ноябре 2010 г.
"Успешное осуществление пробной перекачки подтвердило экономическую эффективность маршрута транспортировки нефти, техническую готовность системы магистральных нефтепроводов Украины к снабжению нефти в направлении Беларуси при одновременном сохранении надежного и бесперебойного транзита нефти российских грузоотправителей в направлении Чехии, Словакии и Венгрии в соответствии с действующими контрактными обязательствами", - говорится в сообщении, сообщает РБК-Украина.
В настоящее время Украина также ведет переговоры с БНК о возможности прокачки по маршруту "Одесса-Броды" 4 млн тонн нефти ежегодно для нужд Дрогобычского нефтеперерабатывающего завода (НПК "Галичина", Львовская область), Надвирнянского НПЗ ("Нафтохимик Прикарпаття", Ивано-Франковская область), сообщил журналистам замминистра энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Кирюшин.
По каким причинам соглашения не подписаны, И.Кирюшин не уточнил. Сейчас работа предприятия даже на дешевой венесуэльской нефти нерентабельна, сообщает "КоммерсантЪ" со ссылкой на пресс-службу "Нафтохимика Прикарпаття".
"Белорусские производители завозят свои нефтепродукты в Украину через компанию "Ливела", уходя от налогообложения. Они не платят акцизный сбор, тогда как мы должны платить", – пояснили на предприятии. В конце прошлого года Высший административный суд оставил в силе налоговые льготы для импортера нефтепродуктов – компании "Ливела". С августа прошлого года компания импортирует их без уплаты акциза, НДС и ввозной пошлины, руководствуясь судебным решением, вынесенным на основании закона, который действовал в стране еще в 1990-х годах.
Между тем, опасения российских компании, что запуск участка "Одесса - Броды", который является частью единой системы трубопроводов, в аверсном режиме может негативно отразиться на всей системе, в том числе на поставках российской нефти по нефтепроводу "Дружба" в Европу, необоснованы.
Подписание договора о транспортировке нефти между Беларусью и Украиной не затрагивает интересы России, заявил министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко.
"Этот договор не затрагивает интересы российских партнеров и никоим образом не влияет на поставки в Европу через нашу страну", - сказал он, подчеркнув, что "новый маршрут транспортировки нефти и для нас, и для белорусских партнеров является очень важным - мы получаем дополнительные отчисления в бюджет, а белорусская сторона получает гарантированный объем нефти. Мы все довольны".
По словам министра энергетики и угольной промышленности Украины, выполнение договора будет способствовать реализации значительного экономического потенциала двухстороннего сотрудничества Украины и Беларуси, усилению энергетической безопасности двух стран.
Однако, нефтепровод Одесса–Броды будет загружен в меньших объемах, чем ожидалось. Объем поставок Беларуси в подписанном соглашении сокращен – изначально планировалось поставить 6 млн т. Это связано с тем, что Беларусь достигла в прошлом году договоренности с Россией о беспошлинной поставке сырья на свои НПЗ. В результате импорт российской нефти в Беларусь должен вырасти с 12 млн т до 21,7 млн т в год.
За счет контракта с Беларусью Украина рассчитывала на 70% загрузить мощности своего нефтепровода (составляют 14 млн т в год), который фактически прекратил прокачку с мая прошлого года. В Минэнерго ранее оценили, что прокачка этой нефти позволит стране дополнительно заработать $70-80 млн. Теперь доходы оцениваются в $35 млн.
При этом, как считает Максим Шеин из ИК "Брокеркредитсервис", увеличение закупок дешевого сырья в России может привести к тому, что Беларусь не выполнит своих обязательств по прокачке венесуэльской нефти. "Российская нефть после отмены пошлин станет аналогичной по цене венесуэльской и даже немного дешевле. При этом ее поставка может осуществляться оперативно – и менять объемы также можно оперативно, раз в месяц. Для сравнения: на поставку венесуэльской нефти необходимо 2-3 месяца", – отмечает он.