С пеной у рта
17.01.2011
—
Новости Экономики
Украинские пивоваренные компании приостановили поставки пива в Беларусь из-за отсутствия необходимой лицензии. Чтобы получить ее, они должны увеличить минимальные цены на свою продукцию в среднем более чем на 60%. Пивной бизнес Украины считает это требование завышенным, настаивая на росте цен в пределах прогноза инфляции в Беларуси на 2011г.
Новый механизм поставок украинского пива в Беларусь утвержден Совмином 21 декабря 2010г. и будет действовать до конца 2012г. В соответствии с ним экспорт украинского пива в нашу страну может осуществляться только при наличии разовой лицензии. Этот документ выдается Минторгом по согласованию с концерном «Белгос-пищепром». Обязательное требование для выдачи разовой лицензии - наличие заключенного между белорусским концерном и украинским производителем соглашения об условиях поставок в Беларусь, которым устанавливаются минимальные цены поставок. При этом во внешнеторговом договоре должна быть указана цена не ниже минимальной, установленной соглашением.
Логика белорусской стороны - выровнять условия хозяйствования для всех игроков. Интернет-ресурс «Белорусские новости» привел позицию источника в органах госуправления, утверждающего, что «цена на выходе с завода на украинское пиво должна быть такая же, как на белорусское пиво».
Украинские производители с этим готовы поспорить. В направленном в редакцию «БелГазеты» официальном заявлении компании «Оболонь», на которую приходится большая часть экспорта украинского пива в Беларусь, более низкая цена на Украине объясняется следующим образом: «Известно, что на Украине себестоимость производства пива ниже, чем в Беларуси. Кроме того, пивоварня, на которой производится пиво «Оболонь», является одной из крупнейших в Европе. Действует т.н. принцип «экономики масштаба». В данном случае пиво, которое выпускается на больших пивоварнях, стоит меньше, чем на маленьких».
В документе также заявлено, что украинское пиво, долю которого на белорусском рынке «Оболонь» оценивает в 7%, не вытесняет отечественных производителей, которые контролируют 77%.
Белорусская статистика несколько отличается. По данным Белстата, в январе-ноябре 2010г. торговыми организациями продано 31,388 млн. дал пива - на 23,1% больше, чем за аналогичный период 2009г. При этом источники сообщают, что за 11 месяцев 2010г. Беларусь импортировала 13,1 млн. дал пива, из которых почти треть - 4,3 млн. дал - поставлено с Украины. Получается, что доля этой страны выше, нежели ее оценивают на Украине.
Еще весной прошлого года концерн «Белгоспищепром» инициировал антидемпинговое расследование в отношении украинского пива. По обнародованным тогда данным белорусской стороны, если в 2007г. импорт украинского пива в Беларусь составил около 17,6 тыс. л на сумму $7,36 млн., а в 2008г. - около 42,4 тыс. л, почти на $17,8 млн., то в 2009г. экспортировано 42,76 тыс. л, на $16,6 млн. При этом средняя цена пива, импортированного из других стран, в 2009г. превышала цены на украинское пиво на 48,7%.
Тогда сообщалось о нескольких мерах, которые могут быть применены к украинскому пиву. Среди них - ограничение поставок с Украины и введение антидемпинговой пошлины. Однако в 2010г. «пивной войны» Беларуси и Украине удалось избежать - антидемпинговое расследование не проводилось. В этом году все может быть иначе. Украинские пивовары заявляют, что, подняв цены, как того требует Беларусь, сделают свою продукцию заведомо неконкурентоспособной на белорусском рынке. Компания «Оболонь» уже обвинила «Белгоспищепром» в нарушении рыночных условий, обратив на это внимание украинской власти. «В таких условиях мы вынуждены обратить внимание украинского правительства на дискриминационные меры против украинских производителей», - говорится в заявлении компании. И хотя пивовары публично не попросили принять ответные меры в отношении белорусских производителей различных товаров, исключать такого развития событий нельзя.
О причинах белорусско-украинской пивной войны корреспондент «БелГазеты» спросила директора по внешнеэкономическим вопросам компании «Оболонь» Сергея КРАВЦА.
- Сейчас ваш экспорт в Беларусь заморожен полностью?
- Поставки нашего пива в Беларусь приостановлены - у нас нет необходимой лицензии. Сейчас мы экспортируем в вашу страну только безалкогольные напитки, поставки которых не лицензируются.
- С чем связаны сложности в получении лицензии?
- Лицензия не выдана в связи с тем, что мы не согласовали цену, по которой будем поставлять продукцию. А это произошло потому, что «Белгоспищепром» выставил нам очень высокую цену. 20 декабря концерн предложил нам поднять цену на 30% по сравнению с действовавшей на конец 2010г. Тогда мы начали склонять белорусскую сторону к тому, что поскольку ваше правительство установило коридор инфляции на 2011г. на уровне 7,5-8,5%, то мы можем увеличить цены на свою продукцию на 9%. На это долгое время ответа не было. А 6 января в 17.05 нам на электронную почту пришло предложение увеличить цену на пиво в двухлитровой таре на 66%, в литровой - на 62% и на бутылку - на 50% по сравнению с действовавшей на конец 2010г. Это значит, что по всему нашему объему продаж средневзвешенное повышение цены должно составить около 64%.
- Концерн как-то аргументировал это повышение?
- Они обосновали это так: белорусское пиво дороже, поэтому и вы давайте свои цены подтягивайте под белорусские. Но мы знаем, по каким ценам отпускают пиво белорусские производители. Неправда, что наши цены ниже. Сейчас на полках белорусских магазинов наше пиво на 15% дороже белорусского и даже дороже российского.
- У белорусской стороны другая информация. Сообщалось, что в 2009г. импортное пиво из других стран стоило почти в 1,5 раза дороже украинского…
- Весной 2010г. «Белгоспищепром» подал в МИД вашей страны информацию о том, что украинские пивовары демпингуют на белорусском рынке, и выступил с инициативой провести антидемпинговое расследование. Мы провели ряд переговоров, доказывали, что этого демпинга нет. Тогда белорусская сторона сказала: «Поднимите цены». Мы подняли их более чем на 10%. И конфликт был исчерпан, «Белгоспищепром» отозвал свое заявление о проведении антидемпингового расследования. Оно даже не было начато.
Нам непонятна мотивация белорусской стороны: украинское пиво должно быть по цене таким же, как белорусское. Но ведь на полках оно уже дороже белорусского, некоторые сорта - более чем на 20%.
- Почему же тогда Беларусь вообще волнуют ваши цены?
- Может быть, из-за того что «Оболонь» занимает серьезную, на взгляд белорусской стороны, долю рынка. В 2010г. «Оболонь» занимала 5,6% белорусского рынка, это примерно 70% от всего украинского экспорта в Беларусь. А еще в 2007г. у нас было около 7%. После этого к нам начали принимать недружественные меры.
- Как вы в целом относитесь к введенному белорусской стороной механизму лицензирования поставок?
- Конечно, отрицательно. Это нецивилизованно. Мы всегда выступали за рыночные методы регулирования продаж. Но если уж действует такой механизм, что ж, мы согласны и на лицензию. Мы не боимся лицензии, наши дистрибьюторы могут работать и с ней. Но этот барьер в виде необходимости подписания ценового соглашения с «Белгоспищепромом» мешает получить такую лицензию.
- Какую процедуру требуется пройти, чтобы получить лицензию?
- Если у нас есть ценовое соглашение с «Белгоспищепромом» и контракт с белорусским импортером, то в течение 15 дней без всяких препятствий должна быть выдана эта лицензия. Срок ее действия составляет один год, но в данный момент белорусские власти предлагают сократить срок действия лицензии до полугода. Они считают, что в течение года может быть рост цен. Объемы, которые мы должны ввезти, в лицензии не указываются.
- Сколько стоит получение лицензии?
- Финансовых затрат нет никаких, есть временные. Они составляют две недели, но это при условии, что будут подписаны все необходимые документы, включая ценовое соглашение.
- Правда ли, что украинские пивовары инициировали принятие симметричных мер в отношении белорусского пива?
- Я вам скажу так. Белорусское пиво только начинает поставляться на украинский рынок, и пока речь идет об очень небольших объемах. Первое белорусское пиво появилось на Украине осенью 2010г. Конкуренции украинскому оно пока не составляет.
- Иными словами, в ограничительных мерах нет необходимости…
- Пока нет. И повторяю, это нецивилизованные методы работы.
Справка «БелГазеты».Сергей Кравец родился в 1959г. в Винницкой области Украины. Образование - высшее в сфере менеджмента. С 1992г. работает в ЗАО «Оболонь». Был начальником цеха автотранспорта, менеджером по производству, с 1999г. - директор по маркетингу и продажам. С 2005г. - директор по внешнеэкономическим вопросам.