Не будете топить дровами — отключим газ!
В вопросе цены на газ Беларусь еще не сказала своего последнего слова (в отличие от России), но для предприятий он уже подорожал. А для тех, кто не выполнит задания по использованию местных видов топлива, газ станет еще дороже. Это предусмотрено постановлением Министерства экономики от 30 декабря 2010 года № 195. Предполагается, что такие меры будут стимулировать реальный сектор сокращать потребление природного газа и, соответственно, бюджетные затраты на его закупку.
С 1 января текущего года Минэкономики уже ввело один стимул для предприятий. Цена на газ для юрлиц и предпринимателей выросла на 11,9% — с 246,47 до 275,87 доллара за 1 тыс. куб. метров без учета НДС. Как пояснили в пресс-службе министерства, такое решение было принято «в связи с удорожанием в 2011 году цены покупки природного газа из Российской Федерации, изменением общих экономических условий хозяйствования».
В соответствии с постановлением № 195, за газ, потребленный сверх объемов, которые установлены заданиями по замещению природного газа мазутом и местными видами топлива, предприятия заплатят на 36% больше — 1 млн. 125 тысяч 550 рублей за тысячу кубов.
Такой кнут для перевода экономики в энергосберегающий режим правительство использует не первый раз. Так было и в прошлом году, и в позапрошлом. Белорусская экономика по-прежнему остается энергорасточительной. Энергоемкость ВВП, несмотря на постепенное снижение, по-прежнему в 2 раза выше, чем во многих странах Европы. Отсюда и попытки эту ситуацию исправить, в том числе за счет использования местных видов топлива (МВТ).
Запасы МВТ в Беларуси имеются, и неудивительно, что в 2009 году правительство даже установило республиканским органам госуправления, облисполкомам и Минскому горисполкому задания по доле местных топливно-энергетических ресурсов в балансе котельно-печного топлива на 2009-2012 годы.
Так, Минпром должен увеличить долю МВТ к 2012 году до 15%, Минстройархитектуры — до 5%, Минсельхозпрод — до 38,2%, Министерство ЖКХ — 50%, концерн «Белнефтехим» — до 45%.
Выполнение этих заданий в отраслях и регионах позволит увеличить к 2012 году долю использования местных энергоресурсов до 25% в балансе котельно-печного топлива, а к 2015 году этот показатель планируется увеличить до 28%.
Правительство зашло и с другой стороны в решение этого вопроса. Часть энергосистемы переведено (и будет переводиться в дальнейшем) на использование местных видов топлива. Например, в настоящее время на 7 мини-ТЭЦ и более 3000 котлов используется древесное топливо. К 2015 году планируется построить 161 энергоисточник на местных видах топлива суммарной электрической мощностью около 48 МВт и тепловой мощностью до 1026 МВт.
Однако в реализации этих планов могут возникнуть проблемы финансового характера. Самостоятельно Беларуси не справиться с такими наполеоновскими планами, а подходящих инвесторов еще надо найти.
Как стало известно Naviny.by, правительство Беларуси, например, уже расторгло инвестиционный договор с люксембургской инвестиционной группой «Polar Stars Group S.A.» о реализации проектов «Организация глубокой переработки бурых углей» и «Организация глубокой переработки горючих сланцев» в связи с ненадлежащим исполнением договорных обязательств со стороны инвестора.
Де-факто о расторжении договора стало известно еще в первой половине прошлого года от руководства концерна «Белнефтехим». Уже тогда стало ясно, что инвестор не выполнит свои финансовые обязательства о вложении нескольких миллиардов долларов в проекты. Получив более полутора лет назад лицензию на право пользования недрами для добычи бурых углей и горючих сланцев, инвестор так и не приступил к их разработке.
Экономист Сергей Чалый подозревает, что люксембуржцы, возможно, и не собирались становиться непосредственно инвесторами: «У нас часто срабатывает дурацкая система отношений с иностранными инвесторами, суть которой в следующем. Есть компании, которые поднаторели в связях на неформальном уровне. Они сначала приезжают сюда, обещают очень много, выбивают себе целый пакет льгот, потом едут на Запад и там уже ищут непосредственных инвесторов, торгуя этим пакетом льгот. Иногда это срабатывало, иногда нет».
Другие эксперты обращают внимание на в целом сомнительную эффективность вложения средств в проекты по добыче и использованию горючих сланцев. Во-первых, в Беларуси не разработаны промышленные технологии глубокой переработки горючих сланцев, а имеются лишь научные теории. Во-вторых, белорусские сланцы очень низкого качества. Они непригодны для прямого сжигания и требуют предварительной химической переработки.
Из них можно получать сланцевую нефть и в дальнейшем перерабатывать ее в моторное топливо. И запасов достаточно, чтобы организовать такое производство. Но проблема в том, что в процессе переработки около 80% сырья будет поступать в отходы.
Но горючие сланцы все равно рассматриваются как средство для энергосбережения. Еще в апреле прошлого года директор департамента по геологии Минприроды Владимир Карпук подчеркивал необходимость проведения детальной разведки месторождений.
«Мы прорабатывали этот вопрос с «Белнефтехимом». Имеется понимание. Будем частично за счет средств «Белнефтехима» и частично за счет средств бюджета проводить детальную работу, чтобы ответить, возможно ли использование наших горючих сланцев в качестве сырья для получения газа».
«Белнефтехим» уже занялся поисками инвесторов для реализации проекта по строительству к 2014 году горно-химического комбината по переработке горючих сланцев, а также электростанции мощностью до 500 МВт и энерготехнологического комплекса по глубокой переработке горючих сланцев.
Проект нацелен на организацию в Беларуси производства моторного топлива, газа и сырья для химической промышленности на основе технологии термической переработки горючих сланцев. Общая стоимость проекта оценивается примерно в 2 млрд. долларов. Реализация проекта позволит получать 300-325 тысяч тонн сланцевой нефти, 45-50 тысяч тонн газового бензина, 175-275 млн. кубометров газа в год.
Однако для потенциальных инвесторов, как считает Сергей Чалый, если брать в целом репутацию белорусских горючих сланцев и «успехи» в их добыче, 2 млрд. долларов — слишком большие деньги.
«Да и вообще, как мне кажется, инвестиции в замещение нефти и газа, в частности, местными видами топлива не принесут большого экономического эффекта ни инвесторам, ни Беларуси», — полагает он.
Перспективы для энергосбережения Сергей Чалый видит в наличии независимых поставщиков энергоресурсов. «Предприятия и без лишнего напоминания и давления заинтересованы в снижение энергозатрат и финансовых расходов на закупку энергоресурсов. Но и поставщики должны быть заинтересованы в установлении приемлемых цен для потребителей, а это возможно только при наличии конкуренции между поставщиками».
Андрей КОЖЕМЯКИН