Переход в чистилище

Источник материала:  


В ежегодном докладе Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) «От восстановления к реформам» (Recovery and Reform) Беларусь числится среди аутсайдеров по модернизации основных экономических и правовых институтов. В переходных странах Европы и Центральной Азии модель роста изменилась: ушел период дешевых внешних кредитов, наступает эра конкуренции инноваций.

2010г. был трудным для экономик региона. Эксперты ЕБРР назвали его периодом «стагнации реформ». Скорость продвижения к рынку еще больше замедлилась, тем не менее отдельные страны воздержались от воспроизведения политики централизованного планирования. Польша и Таджикистан даже сумели добиться прогресса, причем поляки сумели сохранить положительные темпы роста за счет обильных внешних заимствований и резкого роста госрасходов.

Беларусь получила бонус за «снятие ограничений на цены и торговлю в отношении многих товаров и сокращение перечня минимальных экспортных цен». Венгрия ввела временный налог на финансовые учреждения, за что получила минус по банковской реформе. Поляков похвалили за значимый прогресс в приватизации крупных предприятий и введение новой платформы по торговле облигациями. Черногория отличилась приватизацией портов и энергетики.

В 2000-08гг. экономический рост в странах региона был обеспечен в основном за счет бурного притока капитала и роста внутреннего спроса. Часто импорт рос быстрее экспорта, напряжение по торговому и платежному балансам увеличивалось. По мнению ЕБРР, после кризиса возвращение к этой модели роста нереалистично. Страны региона должны оживить экспорт, чтобы восстановить рост без усугубления существующих проблем во внешней торговле и финансах. «Анализ демонстрирует тесную взаимосвязь между экспортом и инновациями в переходных странах, значит, между экспортом и ростом в долгосрочной перспективе».

СИМПТОМЫ ЗДОРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Легко сказать, что нужно увеличивать экспорт за счет инновационных товаров. У чиновников и политиков нет волшебной палочки, чтобы эти самые инновационные товары появились на рынке. Во время бума, доступности банковского кредита и щедрой бюджетной поддержки стимулов ломать привычный производственный уклад не было. Более того, в Беларуси доводимые валовые показатели роста не давали директорам даже года для производственных экспериментов.

Предприятия могут наперебой предлагать свои ассортиментные списки, чтобы попасть в бюджетный пул, но инновационным от такой поддержки экспорт не становится. Нужна экспериментальная экономика, в которой главную скрипку играют малый мобильный бизнес, а не динозавры советских времен, которые свой потенциал роста уже исчерпали.

Доля экспорта переходных стран Европы и Центральной Азии в общем объеме мирового экспорта увеличилась в период с 2000г. до 2009г. с 5 до почти 10%. Экспорт в регионе стал более разнообразным, вырос объем торговли между самими странами. Однако этот рост, по мнению ЕБРР, был основан на факторах, наличие которых нельзя гарантировать в будущем (например, дешевая рабочая сила и сокращение тарифов на внешнюю торговлю).

Для Беларуси традиционные факторы роста экспорта тоже загружены до предела. Нефтепродукты, калийные удобрения, химические и молочные продукты, тракторы - на этом ассортименте инновационный прорыв не совершишь. За последние 15 лет доля белорусского экспорта в общемировом осталась неизменной - около 0,1%. Значит, нашего вклада в стремительный рост доли переходных стран Европы и Азии в мировом экспорте практически нет. Дешевой белорусскую рабочую силу тоже не назовешь, особенно в свете национального законодательства о труде, что тоже не притянет проекты серьезных ТНК.

Для раскрытия потенциала новых локомотивов роста аналитики ЕБРР призывают, во-первых, проводить «здоровую макроэкономическую политику». С этим у нас в 2010г. было не критично, но напряженно. Главные факторы дисбаланса - отрицательное сальдо текущего счета платежного баланса, низкий уровень ЗВР, хронически высокий дефицит торгового баланса. И все это в режиме привязки курса рубля к корзине валют.

Второй фактор нового роста - либерализация рынка труда. Это также намек правительству Беларуси, которое продолжает рассматривать госпредприятия как социальные центры занятости. Третий фактор - реформа системы нетарифных барьеров. Это снова про нас: рано или поздно придется ликвидировать квоты на местные и белорусские товары в розничной сети, лицензии и количественные ограничения на импорт товаров, по крайней мере из России. Неизбежна унификация санитарно-эпидемиологических норм и стандартов, особенно после вступления в ВТО или под нажимом партнеров из ЕЭП. Так или иначе, Беларусь должна будет расширить конкурентное поле.

Третий фактор - улучшение делового климата. ЕБРР указывает на необходимость упрощения и удешевления таможенных процедур, налогового администрирования. Не обойтись без институтов эффективной борьбы с коррупцией, в т.ч. создания прозрачных механизмов госзакупок. Таким образом, чтобы выполнить рекомендации ЕБРР, белорусским властям требуется отказаться от целого ряда базовых инструментов и институтов госплановой, протекционистской экономики.

НА СЕБЯ НАДЕЙСЯ

На фоне роста напряжения в бюджетной политике европейских стран и ужесточения условий внешнего кредитования критически важным для восстановления экономического роста, по мнению ЕБРР, является развитие финансовых институтов и инструментов в местной валюте. При этом необходимо сократить зависимость от импорта капитала и заимствований в твердой валюте, чтобы снизить риски девальвации нац-валюты. Все эти советы в полной мере относятся к Беларуси. У нас де-факто нет полноценного фондового рынка. В зародышевом состоянии финансовые инструменты в белорусских рублях. Зато объем внешних заимствований в долларах и евро растет как на дрожжах.

Чрезмерно мягкая монетарная политика, по мнению ЕБРР, увеличивает риски инфляции. С другой стороны, коммерческие банки не имеют столь благоприятных отношений с Нацбанком, как государственные, поэтому они склонны искать заемные ресурсы в твердой валюте на внешних рынках. Хеджировать риски обменного курса в условиях обильной рублевой накачки становится все сложнее.

Ревизии нужно подвергнуть существующий режим обменного курса. Жесткая или ползучая привязка обменного курса белорусского рубля к доллару/евро/российскому рублю создает восприятие низких валютных рисков. В итоге предприятия не могут точно сформировать курсовые ожидания, и это повышает риск совершения ошибок в управлении финансами и ценовой политике.
←Лукашенко одобрил проект соглашения о транспортном контроле

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика