Сходить по микронужде

Источник материала:  


На IV Всебелорусском собрании президент назвал развитие микроэлектроники в числе приоритетных задач отечественной экономики. Боюсь только, что люди, готовившие материалы для его доклада, сами не очень хорошо знали, что такое микроэлектроника. Слово красивое, слышали, что есть в Минске НПО «Интеграл», вот и решили удивить делегатов собрания и общественность. Мол, и мы будем на передовых рубежах научно-технического прогресса.

В 1991г. НПО «Интеграл» представлял собой предприятие с почти замкнутым циклом: от машиностроения до выпуска микросхем. И если основное производство уже тогда серьезно - на 7-10 лет - отставало от мирового уровня, ряд вспомогательных производств были вполне на уровне.

Инструментальное производство тогда не уступало никому - по микроинструменту могли конкурировать с Sandvik, изготовление штампов, по опыту отечественных инженеров, поработавших в 1990-х гг. в США, было на мировом уровне. Незначительное отставание в техническом оснащении производства (требовалась закупка буквально 4-5 современных станков) перекрывалось очень высоким инженерным уровнем.

Но лучшее в стране производство из-за недофинансирования и отсутствия современного техперевооружения превратилось в неконкурентоспособное. Вот заключение одного из потенциальных заказчиков из Франции: «По культуре производства, квалификации персонала, организации - замечаний нет. Но на этом оборудовании обеспечить приемлемый уровень качества и цены невозможно».

Машиностроительное производство, где еще в 1980-е гг. производились роботы с машинным зрением, реализовывались сложнейшие проекты цеха-автомата и автоматизированной столовой, тоже мало кому уступало; отставание в применяемых материалах и комплектации компенсировалось инженерным уровнем. А сегодня все сведено к позорному минимуму, несмотря на наличие рынка для этих производств в России (во всяком случае, то оборудование, которое закупается сегодня по импорту в сельхозпроизводстве, пищевой промышленности, приборостроении, для инженеров того «Интеграла», как, впрочем, и «Планара», сложностей не представляло; что уж говорить про нынешние возможности комплектации).

Да и в собственно электронном производстве не все было безнадежно. Сумел же завод «Транзистор» в составе НПО, собрав осколки советского рынка, стабилизировать работу. Даже приходится иногда отказываться от заказов из-за недостатка мощностей. Да и «Белмикросистемы», как разработчик микросхем, и сегодня выглядят достойно. Есть и небольшой рынок микросхем спецназначения, где еще в 90-х гг. «Интеграл» выигрывал тендеры НАСА.

Да, основное производство, производство сложных микросхем на «Интеграле», отстало от современного уровня навсегда. И госинвестиции (почти $150 млн.) в создание производства с проектными нормами в 350 нм (когда мировой уровень предполагает 32 нм) лишь в очень незначительной степени компенсировали годами недозаложенную и недоосвоенную амортизацию. И стоимость создания современного производства «под ключ» в отрасли давно превысила $1 млрд. (глава РОСНАНО Анатолий Чубайс жаловался, что России такое оборудование просто не продают). Но даже если бы кто-нибудь такое оборудование «Интегралу» подарил, это ничего бы не решило: рынка сбыта нет, а мелкосерийное производство на таком оборудовании, как показал опыт России, весьма убыточно.

В начале прошлого года одна из крупных мировых фирм зондировала возможность передать «Интегралу» в лизинг комплектное оборудование для производства не самых сложных микросхем автомобильной тематики. Предусматривалась возможность частичной оплаты поставками этих же микросхем. Не самое передовое оборудование, но для сегодняшнего «Интеграла» - настоящий прорыв. Как я понял, фирма проводила техперевооружение на больший диаметр пластин, но не хотела терять контроль над какими-то сегментами рынка. Вряд ли на мировом рынке такая фирма единственная. Но предложение не заинтересовало «Интеграл». А в Минпроме мне прямо заявили: сегодня на «Интеграле» разговаривать на такие темы не с кем, да и нежелательно пускать туда иностранцев - стыдно за его сегодняшний уровень.

Но почему-то не стыдно было годами наблюдать фактическую глубокую убыточность «Интеграла» при отчетной рентабельности. Не стыдно было утверждать заведомо необоснованные бизнес-планы и смотреть, как вытягиванием ресурсов из перспективных для республики инструментального и машиностроительного производств на покрытие значительно больших убытков основного на предприятии убивается вообще все живое. Не стыдно было поддерживать заведомо невыполнимые обещания старого руководства, под которые выбивались у президента госинвестиции. А теперь - стыдно.

И как понять требование к «Интегралу» вернуть госинвестиции? Деньги потрачены на оборудование, которое смонтировано. Как их вернуть при общей убыточности? Продавать там особенно нечего - значит, отдать амортизацию и оборотный капитал. И что государство выиграет, разоряя госпредприятие?

«Интегралу» остро необходима разработка стратегии развития и реального бизнес-плана. Не могут этого сделать нынешние руководители - нужно приглашать консультантов. Иначе фраза о развитии микроэлектроники в стране останется пустым предвыборным трепом.
←Лукашенко одобрил проект соглашения о транспортном контроле

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика