Лукашенко мечтает о Сингапуре
Белоруссия пытается совершить скачок из «советского» полусоциализма в госкапитализм сингапурского типа. Это сулит большую приватизацию, рост цен и безработицу: инвесторам не нужна социальная нагрузка. Что в итоге получится, неясно, но прежней страна уже не будет.
1 января президент Белорусcии Александр Лукашенко подписал директиву №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Директива президента отпускает цены, легализует безработицу и дает старт широкой приватизации.
Несмотря на обещания Лукашенко сохранить «социальную направленность», документ грозит оставить рожки да ножки от Белоруссии, к которой все привыкли. Сторонники Лукашенко обнаружат, что их избранник вместо социализма, за который они голосовали в его лице, осуществляет неприятные пункты оппозиционной программы. Противники – что Лукашенко отобрал у их подследственных кумиров главный козырь, и что Запад от него не очень-то отвернулся. А сторонние наблюдатели лишний раз убедятся, что «последним диктатором Европы» движет в первую очередь инстинкт власти, по отношению к которому любая идеология вторична. И что в кризис Лукашенко ведет себя примерно так же, как и власти любой другой страны.
В соответствии с директивой, глава государства поручил правительству осуществить переход к рыночным механизмам ценообразования и исключить вмешательство органов госуправления в этот процесс. Предусматривается также отмена ограничений по уровню надбавок в оптовой и розничной торговле и обязательного составления экономического обоснования уровня применяемых цен.
Согласно документу, госрегулирование цен сохранится только в отношении продукции предприятий-монополистов и социально-значимых товаров.
В директиве декларируется необходимость проведения открытой и конкурентной антимонопольной политики. В частности, предусмотрен запрет на межобластные и иные региональные ограничения при осуществлении торговли. «Главный принцип: конкуренция — везде, где возможно, государственное регулирование — там, где необходимо», — полагают авторы документа.
Либерализация, по меньшей мере, фасадная, ждет и политическую систему. Перед тем, как обнародовать план капитализации экономики, Лукашенко выступил с новогодним обращением к нации, где также прозвучали необычные нотки.
Помимо «подавляюшчего большинства», президент обратился также к «нашему меньшинству» (людям, митинговавшим на площади, и сочувствующим – прим. ред.), впервые пообещав «учитывать» его пожелания. Очевидно, это было превью к эпохальной директиве и намек массам: мол, я был против этого звериного оскала капитализма, но вы же видите, что творится.
На Западе внимательно следят за событиями в Белоруссии, поэтому его реакции весьма неоднозначны и в новом году наверняка будут меняться в зависимости от ситуации. С одной стороны, «после всего что случилось» ЕБРР предлагает Минску кредит, а неизменный адвокат Лукашенко Даля Грибаускайте говорит, что десятилетняя изоляция Беларуси была «катастрофической ошибкой». С другой стороны, США продлили в отношении Белоруссии санкции, а Европа, вопреки прогнозам, выборы не признала. Более того, Польша сделала бесплатными визы для простых белорусов, при том что чиновники и сотрудники правоохранительных органов, которых Запад считает виновными в разгоне демонстрантов, не смогут попасть в эту страну.
Поведение Польши весьма символично. С этого года именно она собирается председательствовать в ЕС. Очевидно, Запад на ближайшие годы снова изберет политику изоляции. И дело тут не столько в жестком разгоне демонстрантов 19 декабря, сколько в том, что официальный Минск снова упал в кремлевские объятия. Батька ответил ревнующей Европе весьма характерным жестом: он выслал миссию ОБСЕ.
Что до Кремля, то какую стратегию он примет в общении с Минском, не совсем понятно. Медведев вроде бы и поздравил Лукашенко с победой, но сделал это как-то с неохотой и не сразу. Российское ТВ продолжает измываться над Батькой. Как бы то ни было, уповать Лукашенко сейчас может только на поддержку своего восточного соседа. Деваться ему больше некуда.
Во внутренней политике Белоруссии также большие изменения. Лукашенко сменил на своих постах 12 министров, включая главу правительства. Вместо Сергея Сидорского, которому пророчили в будущем президентское кресло, теперь в кресле премьера находится Михаил Мясникович — старый функционер, который до 2001 года возглавлял президентскую администрацию в Белоруссии.
Никто не знает, почему, но десять лет назад Мясникович попал в опалу, а сейчас вот вернулся к «реальной» работе, после десятилетней ссылки в Академию наук.
Тот, полагают эксперты, является старым консерватором, не способным на радикальные реформы. А именно в них нуждается белорусская экономика. Баланс внешнеторгового сальдо в Белоруссии является отрицательным уже несколько лет. Дефицит платежного баланса стал рекордным в 2010 году. До сих пор Лукашенко спасал ситуацию тем, что накачивал экономику страны все новыми кредитами. Но что будет в 2011 году?
Независимый экономист Сергей Чалый полагает, что Белоруссия пойдет по пути либо Южной, либо Северной Кореи. В первом случае были бы возможны реформы при диктатуре, во втором — медленное проедание имеющихся ресурсов и зарубежных кредитов с постепеннным скатыванием в финансовую яму. По словам Чалого, второй вариант куда более реален.
Также очевидно, что внутри страны продолжится «чистка» рядов оппозиции и независимой прессы. Вместе с утратой надежд в отношении нормализации отношений с Западом Лукашенко избавился и от необходимости сохранять политические приличия.
Максим Швейц