Инвестиции из Европы пойдут мимо Беларуси?
Европа может пересмотреть стратегию экономических отношений с Беларусью в связи с репрессиями против оппозиции, считают эксперты. Причем, ситуация складывается таким образом, что белорусские власти уже сейчас могут ставить крест на планах по привлечению иностранных инвестиций.
Официально представители ЕС вместе с США пока заявили о готовности в целом пересмотреть свои отношения с Беларусью. Во что это выльется, будет зависеть не только от Европы, но и от действий белорусских властей в отношении задержанных и арестованных в связи с событиями в Минске 19 декабря.
Аналитики полагают, что конкретные шаги со стороны ЕС обязательно будут в любом случае и затронут не только сферу политики, но и экономики.
«ЕС и США могут заблокировать разного рода кредитные программы для белорусского правительства со стороны, например, Всемирного банка, ЕБРР. Под удар могут попасть планы по кредитованию белорусских банков и промышленных предприятий, по размещению евробондов, если, например, потенциальным покупателям со стороны ЕС поступит рекомендация отказаться от приобретения ценных бумаг. Да, многие проекты формально деполитизированы, но, учитывая связь экономики с политикой, Европа может сильно ударить не только по репутации Беларуси, но и по финансовой стабильности», — считает экономист Ярослав Романчук.
Финансовые структуры, сотрудничающие с Беларусью, пока не предпринимали никаких шагов по замораживанию отношений. Наоборот, продолжают активно инвестировать.
Так, на прошлой неделе Евразийский банк развития заключил с БПС-Банком договор о предоставлении 25 млн. долларов в виде целевой возобновляемой кредитной линии на финансирование проектов по расширению объемов внешней торговли. На этой неделе уже ЕБРР открыл БПС-Банку кредитную линию на 40 млн. долларов для содействия развитию торговли.
Тем не менее, разговоры от возможной приостановке сотрудничества имеют под собой веские основания. В частности, глава представительства ЕБРР в Беларуси Валдас Виткаускас не исключил, что в случае расширения санкций ЕС банк может скорректировать стратегию сотрудничества с Беларусью.
«В ЕБРР есть совет директоров, который обсуждает стратегические направления. Возможно, что касается Беларуси, будет обсуждение».
Он отметил, что страновая стратегия принимается каждые три-четыре года, при этом ежегодно (обычно весной) может происходить корректировка деталей. «Конечно, бывают ситуации, события крупного масштаба, что требует незамедлительных действий с нашей стороны. Но пока мы работаем по утвержденной стратегии», — подчеркнул глава представительства.
Еще один возможный результат недовольства Беларусью со стороны ЕС и США — ухудшение отношений с МВФ. По мнению Ярослава Романчука, власти не против провести новые переговоры с фондом, но в сложившейся ситуации МВФ ужесточит условия предоставления денег. На взгляд эксперта, от белорусских властей потребуют не только проведения реформ в экономике, но и политической либерализации, в частности, прекращения репрессий в отношении задержанных и арестованных сторонников оппозиции.
Но наибольшие проблемы, как считает Романчук, будут связаны с привлечением инвестиций, если Европа пойдет на пересмотр экономических отношений с Беларусью.
В 2011 году в соответствии с прогнозом социально-экономического развития в Беларусь планируется привлечь около 6,5 млрд. долларов чистых иностранных инвестиций. По словам Романчука, на этих планах можно поставить крест. «О каких инвестициях сейчас вообще может идти речь, если правительствам других стран не рекомендуют иметь дела с Беларусью!», — подчеркнул экономист.
Романчук полагает, что с продажей таких ценных активов как «Беларуськалий», МТЗ, «Белтелеком» у властей проблем не будет: «Что касается массовой приватизации, привлечения инновационных компаний, думаю, об этом можно забыть».
Директор российского Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий уверен, что планы по привлечению иностранных инвестиций не выполнились бы, даже если бы Европа не грозила санкциями: «Эти планы все равно нереальны. Никакого массового наращивания инвестиций и так не будет».
Эксперт соглашается, что с продажей лакомых кусков у властей проблем не возникнет. «Есть большое количество желающих поучаствовать в приватизации не только в России, но и в ЕС. Это козырь, который власти используют. Лукашенко приманивает, показывает, что есть морковка, и если потенциальные инвесторы хорошо будут себя вести, может быть, что-то получат. С другой стороны, после раздачи подарков у Лукашенко не останется козырей. Поэтому продажи активов, если и будут идти, то маленькими порциями».
Впрочем, снижение инвестиционных потоков из Европы не означает полного прекращения поступлений в Беларусь иностранных инвестиций. Есть, например, Россия. Борис Кагарлицкий обращает внимание и на других альтернативных инвесторов, которым все равно, что происходит в Беларуси.
«Это Китай (готовый дать нам 15 млрд. кредитов. — ред.), Сингапур, Индия. Можно найти варианты партнерств, когда технологии для модернизации промышленности можно получить в обмен на что-то», — отмечает эксперт.
По мнению Кагарлицкого, белорусские власти умышленно не повелись на доводы о необходимости продемонстрировать во время выборов намерение двигаться к демократизации. Белорусское руководство, на его взгляд, считает, что еще 3-4 года можно прожить на тех ресурсах, которые доступны. «А что-то сделать в плане демократизации можно и к следующим выборам».
Ярослав Романчук в свою очередь полагает, что складывающаяся ситуация создает предпосылки для работы с такими инвесторами, как Борис Березовский. «С ними можно договориться, так как им все равно, что думает Европа. Поэтому я не исключаю, что в целях привлечения инвестиций властями будут заключаться скрытые, не афишируемые сделки».
Андрей КОЖЕМЯКИН