Программа нашей жизни. Как обновленная экономическая политика может повлиять на развитие производства и жизнь населения?

Источник материала:  
Программа нашей жизни.
Как обновленная экономическая политика может повлиять на развитие производства и жизнь населения?

Белорусская экономика шагнула далеко вперед. Но для дальнейшего продвижения необходимы определенные коррективы, о чем и говорил Президент Александр Лукашенко на IV Всебелорусском народном собрании. Какие отрасли могут стать новыми точками роста? Как увеличить приток инвестиций в малые города и на село? Как увязать интересы малого бизнеса и крупных предприятий и при этом сохранить высокий уровень социальных гарантий населению? Корреспондент “НГ” попросил прокомментировать некоторые предложения, прозвучавшие на собрании, заместителя председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации, кандидата экономических наук Георгия ГРИЦА.

— Георгий Васильевич, в предыдущие пять лет приоритетами белорусской экономики были экспорт, жилье и продовольствие. На ближайшие пять лет поставлена задача выйти на качественно новый уровень управления экономикой. Чем обусловлена такая необходимость и какие основные перемены это должно принести?— За последние пятнадцать лет белорусская экономика развилась, мы достигли определенных показателей. Но в дальнейшем необходимо повышать ее эффективность.Нынешняя промышленная политика Беларуси строилась на том потенциале, который достался нам в наследство от Советского Союза. Советская экономика была очень закрытой. Это выражалось в том, что примерно 85 процентов произведенной в СССР продукции реализовывалось на территории Союза. Такая экономика регулировалась путем установления плановых показателей для предприятий. После распада СССР география поставок резко изменилась. В результате произошло значительное падение ВВП. О масштабах можно судить по следующим цифрам: после революции 1917 года ВВП снизился примерно на 25 процентов, во время Великой Отечественной войны — на 30, а после развала СССР — почти на 50 процентов. В Беларуси потери удалось восполнить. Более того, наша страна первая из постсоветских суверенных государств не только достигла, но и превысила уровень 90-х годов. Но надо сказать прямо — советский потенциал себя исчерпал. Необходимо переходить на качественно новый уровень развития. Как показывает международный опыт, рентабельность таких традиционных отраслей, как машиностроение, электроника, составляет в среднем в мировой экономике 5—7 процентов, что существенно ниже, чем производства технологического уклада пятого и шестого уровня, то есть, например, в сфере нанотехнологий, биоинженерии, где рентабельность достигает 20—40 процентов. В условиях глобальной экономики XXI века традиционные отрасли уже не могут быть локомотивами для национальной экономики. Необходима реструктуризация промышленной политики.

— Для повышения качества и конкурентоспособности отечественных товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках необходимы масштабные инвестиции. Вложения в какие сферы, на ваш взгляд, способны принести Беларуси наибольший эффект, помочь в наращивании экспорта?— Это могут быть, во-первых, нанотехнологии, биоинженерия, биофармацевтика, производство трансгенных продуктов и т.п. Во-вторых, это нетрадиционная энергетика, включая атомную. Для Беларуси очень перспективными представляются новые технологии в сфере управления транспортно-логистическими потоками. Например, в Германии эта сфера приносит до 20 процентов ВВП страны, а у нас — порядка 2 процентов. Да, у Германии есть выход к морю, но у нас есть выгодное геополитическое положение: мы находимся в центре торговых потоков из двух геополитических центров — ЕС и АСЕАН. Можно отметить и новое для нас направление — космические технологии. Эта область, как отметил Президент на всебелорусском форуме, “тянет” за собой целый комплекс смежных отраслей, начиная от новых материалов, электроники, оптики и заканчивая разработкой самого современного программного обеспечения. Я хотел бы отметить и еще один момент. Сегодня в Беларуси реально функционирует порядка двадцати отраслей. С моей точки зрения, поддерживать со стороны государства сразу все, причем на достаточном уровне, просто невозможно. Поэтому нам необходимо определить приоритетные, или, как говорят экономисты, прорывные отрасли, которые в перспективе должны стать бюджетообразующими для национальной экономики XXI века.

— Через пять лет вклад малого и среднего бизнеса в ВВП страны, как планируется, должен вырасти до 30 процентов. За счет чего можно достичь такого рывка? В связи с этим какая трансформация должна произойти с крупными предприятиями? — В этом вопросе очень важно избежать подмены понятий. Мы все живем в эпоху глобальной экономики, в которой ведущую роль играют транснациональные компании. По масштабу производства некоторые из них даже превышают всю экономику Беларуси. Поэтому рассчитывать на то, что белорусские малые предприятия смогут на равных конкурировать на зарубежных рынках, просто несерьезно. И тут будет уместным сослаться на зарубежный опыт. За рубежом малый и средний бизнес,  как правило, выполняют три функции. Первая — это инновации, венчурные технологии. Например, как малые предприятия входили в бизнес такие глобальные корпорации, как Microsoft и Apple. Второе — бытовые и сервисные услуги в так называемой “шаговой” доступности. Например, прачечные, парикмахерские, некоторые услуги ЖКХ, розничная торговля и так далее. Третье направление — это малые предприятия, которые выполняют заказы больших компаний на условиях так называемого аутсорсинга в формате контрактинга. Например, всем хорошо известен мировой бренд спортивной одежды и обуви Nike. Но вы не найдете ни одного предприятия, где на проходной висит вывеска этого известного бренда. А все потому, что сама компания разрабатывает новые модели, эффективную производственную и сбытовую логистику, занимается так называемым брендингом, а непосредственно заказы на изготовление размещает на конкурсной основе у независимых производителей по всему миру. Одни могут выпускать пуговицы, другие — шнурки, а третьи — шить кроссовки.С моей точки зрения, говоря об увеличении доли малого бизнеса в формировании национального ВВП, следует ориентироваться именно на эти отрасли. Но без помощи государства тут просто не обойтись. Рассчитывать на то, что сотни малых предприятий уже через год-два смогут работать на заказах МАЗа, БелАЗа или БелОМО, вряд ли следует.Что касается крупных предприятий, то тут также необходимо изучение и при целесообразности заимствование мирового опыта. В частности, я отметил бы относительно новую концепцию формирования конкурентоспособных отраслей в масштабе государства или региона на основе так называемых кластеров. Кстати, нами уже подготовлены и направлены в правительство соответствующие предложения, разработанные с участием экспертов Гарвардской школы бизнеса.

— За последние годы было приложено много усилий для развития регионов, малых городов, села. Какие дополнительные государственные решения могли бы подстегнуть подтягивание производства, зарплат и социальной инфраструктуры на периферии до столичного уровня?  — Действительно, и Президент Беларуси отмечал, что в регионах были предоставлены масштабные преференции, но к активному притоку инвестиций это не привело. Инвесторы, с которыми мне приходилось общаться, называли три основных сдерживающих фактора. Во-первых, это слабое развитие местной инфраструктуры. Во-вторых, нехватка высококвалифицированных кадров, особенно в малых городах и на селе. В-третьих, это “самодеятельность” местной администрации. Решим эти три проблемы, и приток инвестиций активизируется.Если судить по опыту стран Западной Европы, то подтянуть уровень жизни на периферии до столичного вполне реально. Но нужно понимать, что на создание равных условий потребуется напряженная работа не одного поколения. К сожалению, в советское время людей из деревень и малых городов привлекали на большие предприятия, грандиозные стройки. Теперь политика меняется. И это правильно, урбанизация себя изжила. Будущее, особенно нашей страны, — за малыми и средними городами, селом. В них может органично развиваться и малый бизнес, и крупное производство. Неправильно и противопоставлять, например, фермера и колхоз. Тот же фермер может брать у колхоза на откорм скот, выращивать зерно, овощи и в рамках заказа продавать этому большому сельхозпредприятию. Получается тот же аутсорсинг, только в сфере сельского хозяйства.

— Во всем мире одним из важнейших инструментов стимулирования экономического роста является снижение налоговой нагрузки. Каким образом можно в Беларуси отыскать золотую середину, облегчить налоговое бремя и при этом сохранить высокий уровень социальных гарантий для населения, продолжить реализацию важных социальных программ?— Действительно, это очень важная и сложная дилемма. За год-два, как предлагают некоторые, эту проблему все же не решить. Нужно понимать, что большинство инвестиционных проектов в промышленности окупаются только через пять—семь лет. Поэтому надеяться, что нам удастся уже в среднесрочной перспективе сформировать новый класс налогоплательщиков, который позволит сохранить привычный нам уровень социальных гарантий, вряд ли стоит. Как следствие на повестку дня ставится вопрос оптимизации налоговых преференций и других видов господдержки реального сектора экономики.Не менее важно поддерживать и белорусских инвесторов. Тем более что у них есть определенные преимущества: в частности, они хорошо понимают специфику работы на внутреннем рынке. Например, в Венгрии до 80 процентов ВВП производится зарубежными компаниями, но состояние экономики вряд ли можно признать удовлетворительным. Поэтому необходимо соблюдать разумный баланс интересов белорусского и зарубежного бизнеса.Сегодня при наличии некоторых проблем ситуация в экономике у нас достаточно стабильная, у нашей страны сравнительно низкий уровень государственного долга. Поэтому есть возможность даже на этапе перестройки экономики сохранить высокий уровень социальных гарантий. Однако нужно двигаться дальше, повышать эффективность развития экономики и вместе с этим повышать уровень жизни населения.

←Бизнес подключается к правительству

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика