Перегиб с соцзащитой

Источник материала:  


Следует отдавать себе отчет, что происходящая на планете технологическая революция и ее идеологическое представление, как в виде «постиндустриального общества», так и в виде «информационного общества», - разные вещи. Такими «этикетками» западные идеологи просто обеспечивают идейно-политическое обоснование складывающегося на планете выгодного для Запада разделения общественного труда.

Конечно, за последние 50 лет технологии развивались. Если сегодня нас впечатляет развитие биотехнологий, микроэлектроники и Интернета, то 50 лет назад человечество могло гордиться возникновением за предыдущие полвека кино, телевидения и атомной энергетики. Конечно, выросла производительность труда на каждом рабочем месте, но содержание труда, требования к квалификации работника в среднем увеличились незначительно.

Узкая специализация рабочих мест затронула не только основных рабочих, но и ИТР. Западные идеологи вовсю спекулируют ростом доли «белых воротничков» в структуре своей рабочей силы. И сознательно игнорируют фактор глобализации и огромное количество вынесенных простых производств (в Китай, Турцию, Мексику и т.д.), где доля «белых воротничков» в структуре рабочей силы незначительна. В целом, сравнивая долю ИТР в производственном персонале начала 1960-х гг. и начала нынешнего века в наиболее трудоемких отраслях машиностроения и приборостроения, можно констатировать следующее:

1. Рост производительности труда основных рабочих (вследствие специализации, автоматизации, введения гибких систем и т.д.) в среднесрочной перспективе совпал со столь же стремительным ростом производительности труда ИТР в результате компьютеризации рабочих мест. Большого изменения доли ИТР в ППР не произошло (за исключением стремительного роста числа занятых в маркетинге, но это скорее свидетельство обостряющегося кризиса перепроизводства, чем показатель роста производительности труда).

2. В структуре рабочей силы происходит быстрое вымывание рабочих высокой квалификации: на базе средней школы почти любую рабочую специальность можно освоить за 2-3 месяца. Это позволяет вынести почти любое современное производство хоть в Китай, хоть в Намибию, хоть в какой-нибудь российский городок, не сильно заботясь о наличии на месте квалифицированной рабочей силы. Ее довольно быстро можно обучить на месте. Правда, при наличии собственной базы обучения в виде уже сложившегося производства хотя бы в другой стране.

3. Рост производительности труда ИТР и его специализация привели не только к их численному сокращению, но и к существенному изменению содержания их труда. Множество инженерных профессий, традиционно считавшихся инженерными в СССР, сегодня таковыми уже не являются: для исполнения таких работ вполне достаточно средней школы и простых навыков работы на компьютере. Дальнейшее развитие разделения труда и узкая специализация производителей комплектации полностью изменили содержание труда конструкторов и технологов, существенно упростив их работу.

4. Развитие средств коммуникаций (прежде всего Интернета) позволяет дистанционно выполнять множество инженерных функций (конструкторские работы, технологическое сопровождение, функции учета, др.).

Такие, довольно кардинальные, изменения в производительности труда и структуре рабочей силы потребовали не менее кардинальных перемен в структуре самой промышленности. Последние и произошли - но в мире, а не в Беларуси.

Лукавил наш президент, когда говорил о том, что лишняя численность на наших предприятиях - следствие озабоченности социальной защитой людей в условиях кризиса. Кризис здесь ни при чем: основная масса лишней численности сформировалась на предприятиях в начале 1990-х гг. Спад, изменение в структуре востребованной рабочей силы (рост потребности в строительстве, во вспомогательных рабочих в торговле, возникновение малых предприятий) при крайне низкой социальной мобильности работников заводоуправлений привели к тому, что доля основных рабочих в численности персонала с советского уровня в 60-70% опустилась сегодня до 25-30%.

И то, что кризис наши предприятия встретили с таким балластом, является следствием не соцзащиты, а безграмотности управления. В 1998-2008гг. в Минске имел место пусть и небольшой, но дефицит кадров. Но мер по оптимизации структуры рабочей силы на предприятиях, в основной массе, принято не было. Мало того, перепроизводство в вузах экономистов, маркетологов и юристов поддерживало сохранение диспропорций. И на следующие пять лет задекларировано увеличение выпуска в вузах по этим профессиям, чтобы потом в порядке соцзащиты населения поддерживать сохранение балласта.

Сами предприятия решать проблему не то что не могут - не хотят. Так, на «Белваре» еще в 2002г. функционировала АСУ, оснащенная компьютерами советского производства начала 1980-х гг. И на все предложения заменить это безобразие парой современных серверов следовал отказ. Аналогичная реакция была и на предложение поставить «под ключ» сеть для бухгалтерии, которая бы снижала численность бухгалтеров с 46 до 6-7 человек.

Не менее чем десятку предприятий предлагалось купить РКД для освоения производства профильного для них перспективного изделия. И снова всюду отказ с главным аргументом «А чем тогда будут заниматься наши конструкторы?» Так продолжалось пять лет, а сегодня аналог этого изделия мы начинаем импортировать.

И это все не так уж и безобидно. Лишняя численность управленцев не только вызывает социальное напряжение в коллективах и снижает конкурентоспособность продукции отечественных предприятий вследствие завышения издержек, но и за счет снижения прибыли сокращает поступления в бюджет и ограничивает возможности предприятий по модернизации производства.

Такая вот логика: за счет средств, предназначенных на социальную сферу и модернизацию производства, содержать людей, которые не заняты делом сегодня и не будут востребованы никогда.
←Семена для восстановления сгоревших лесов Рязанской области будут закупать в Белоруссии

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика