Рост дефицита бюджета — эхо зарплатных обещаний
24.12.2010 12:44
—
Новости Экономики
Рост дефицита бюджета — эхо зарплатных обещаний
Минфин Беларуси в седьмой раз в этом году существенно увеличил прогноз по дефициту республиканского бюджета. Вместо изначально запланированного дефицита в 2,7 трлн рублей ожидается, что расходы республиканского бюджета превысят доходы почти на 4,8 трлн рублей. Росту дефицита госбюджета в этом году способствовало повышение зарплат.
Республиканский бюджет на 2010 год был утвержден с дефицитом в размере 2,7 трлн рублей. Однако по мере его исполнения Министерство финансов систематически повышало прогноз по дефициту бюджета.
По итогам исполнения бюджета в ноябре Минфин установил ожидаемую оценку дефицита республиканского бюджета-2010 в размере 4,78 трлн рублей.
Источник: Министерство финансов
Представители Министерства финансов в октябре этого года заявляли, что нарастание дефицита республиканского бюджета связано с изменившимися условиями приобретения нефти. По данным Минфина, из-за потерь при торговле нефтью и нефтепродуктами бюджет недополучил в этом году существенную сумму.
Однако расходы и, соответственно, дефицит бюджета могли быть ниже, если бы страна не пошла на резкое повышение зарплат в бюджетной сфере.
Напомним, что в ноябре в третий раз была увеличена ставка первого разряда, причем очень существенно — с 90 тыс. до 118 тыс. рублей. В итоге только в ноябре (по сравнению с октябрем) начисленная зарплата работников образования увеличилась почти на 26%, здравоохранения — на 23%.
"Рост зарплат в бюджетном секторе привел к увеличению несбалансированности республиканского бюджета, — говорит аналитик исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха. — Соответственно, для финансирования дефицита бюджета государству приходится привлекать новые заимствования".
Еще одна проблема в сфере государственных финансов, на которую хотелось бы обратить внимание, — состояние местных бюджетов. Региональные власти в этом году получили существенную подпитку из центра.
По данным Минфина, на формирование доходной части местных бюджетов значительное влияние в этом году оказывали безвозмездные поступления из республиканского бюджета. За январь-октябрь 2010 года финансовая помощь местным бюджетам составила 29,7% всех доходов этих бюджетов.
Помогали местным властям деньгами в этом году также госбанки и Нацбанк путем приобретения облигаций, эмитентами которых выступали исполкомы.
"По состоянию на 1 декабря госбанки приобрели облигации муниципальных займов на сумму 2,235 трлн. рублей. При этом ценные бумаги местных органов власти в портфеле Нацбанка составили 1,269 трлн. рублей на 1 декабря (на начало текущего года отсутствовали)", — констатирует Александр Муха.
Таким образом, резюмирует эксперт, госбанки и Нацбанк напрямую профинансировали дефициты местных бюджетов в размере более чем 3,5 трлн рублей.
"Если бы местные власти не выпускали муниципальные облигации, вполне могло оказаться, что размер дефицита консолидированного бюджета оказался бы еще выше", — полагает Александр Муха. По данным Минфина, дефицит консолидированного бюджета на 1 ноября составил 2,2 трлн рублей.
Для покрытия дефицита, сообщает в своем аналитическом обозрении Национальный банк, использовались в этом году внешние заимствования.
Белорусские власти в новом году планируют также финансировать дефицит госбюджета за счет внешних заимствований. Осенью этого года Минфин заявлял, что для покрытия дефицита бюджета в 2011 году могут быть использованы даже китайские заимствования.
По состоянию на 1 ноября внешний госдолг Беларуси составил 9,651 млрд долларов, увеличившись с начала года на 22,3%.
Беларусь пока располагает возможностями по увеличению внешнего госдолга, констатирует Александр Муха.
"С точки зрения международных стандартов уровень внешнего госдолга Беларуси пока не является критичным. По состоянию на 1 ноября внешний госдолг Беларуси составлял 18,2% к ВВП. В международной практике безопасным считается уровень внешнего госдолга не более 55-60% к ВВП", — обращает внимание эксперт.
Вместе с тем Беларусь увеличивает внешний госдолг быстрыми темпами. За последние три года он вырос почти в 12 раз — с 827,1 млн. долларов на 1 ноября 2007-го до упомянутых 9,651 млрд. долларов на 1 ноября этого года.
"При условии сохранения текущих тенденций наращивания внешних заимствований через несколько лет мы можем приблизиться к верхней допустимой границе внешнего госдолга", — полагает Александр Муха, добавляя, что избежать негативного сценария развития событий Беларусь может в случае проведения структурных реформ в экономике.