Не нужно продавать полстраны, чтобы к нам пришли крупные инвесторы
– Иногда создается впечатление, что ситуация с иностранными инвестициями в Беларуси натянута государством... Действительно ли иностранный бизнес так уж заинтересован в нашей стране?
– Может, это и выглядит натянутым, ведь первый блин комом и «размять» тему не так-то просто. Но ситуация сегодня такова, что Беларусь действительно супервыгодна прямому инвестору. Тому же финну, который занимается дорогами у себя и готов купить наши «Дорстрои» со всеми их убытками и с белорусскими рабочими! Потому что их задача – просто войти в тот сектор, где они профессионально работают уже десятки лет, и у них долгоиграющие планы, и они знают, как из этого убыточного предприятия за 3–5 лет сделать сверхприбыльное. А таких заинтересованных именно в своей узкой сфере иностранцев хватает. Несмотря на то, что есть нарекания, будто не идут инвестиции в Беларусь. Все эти потенциальные инвесторы опасаются лишь одного – незнания. Тяжело шагать в неизвестность. Это единственное, что их сдерживает.
– Но ведь у тех инвесторов, что уже рискнули и пришли в Беларусь, не всегда все хорошо складывается...
– Конечно, мы тоже видим, что есть большое количество противоречивых статей, прочитав которые, иностранный инвестор может и испугаться... Да, некоторые инвесторы потеряли свои белорусские проекты, но когда начинаешь вникать в ситуацию, оказывается, что не всегда все так просто. Есть определенная прослойка товарищей, приезжающих в Беларусь, которые имеют при себе только собственный солидный вид. И все. Они ходят на встречи, добиваются льгот, говорят при этом: «Я – инвестор! Вот мои визитки, вот я...» Затем формируют какой-то льготный пакет, заключают инвестиционный договор, принимают на себя определенные обязательства, а потом торгуют этим пакетом у себя на родине. Иногда его удается продать, иногда – нет. Можно таких людей называть аферистами, а можно – сверхрисковыми бизнесменами...
– Какими могут быть первые шаги по продвижению имиджа Беларуси?
– По этому поводу у меня свое видение... Есть вариант создавать что-то новое, сочинять, а я предлагаю изучать мировой опыт. Не платить англичанину, как это было сделано однажды, а взять наработки корифеев странового маркетинга, и для начала самим хотя бы его изучить. Ведь как можно рассуждать о чем-либо, не получив базовые знания?
Мы сегодня полностью нацелены на Запад. А там уже все «велосипеды» изобретены, как и все технологии маркетинга, производства, консалтинга... Так зачем биться головой о стену и что-то изобретать?
– А может быть, вообще не стоит уходить так глубоко в теорию?
– Стоит. Но при этом нужно делать и что-то реальное. Взять отдельный малый город и там, например, воплотить в жизнь хотя бы одну идею. Но возникает вопрос: а кто этим будет заниматься? Пока не понятно. Может быть, стоит создать специальную ассоциацию или агентство... Другой спорный момент в том, что все почему-то рассчитывают на поддержку государства либо какого-то общественно-консультационного совета... Она будет, эта поддержка, и серьезная, но лишь в отношении уже готовых сделанных вещей, а не одних лишь идей и разговоров.
– И что это может быть?
– Сейчас есть замечательная идея провести летом Купалье, из которого можно действительно сделать супермегашоу европейского масштаба...
– Положительный имидж страны в вопросе привлечения инвестиций, конечно, играет не последнюю роль. Но, может быть, важно предлагать иностранным инвесторам побольше «лакомых» кусочков: масштабных проектов, крупных предприятий для приватизации?
– Нам не нужно продавать что-то крупное, нам надо, чтобы сюда пришел крупный игрок. Например, Lufthansa или любая другая компания мирового уровня, у которой дела в Беларуси пойдут хорошо. Малое предприятие она купит или большое или построит что-то свое с нуля, она в любом случае станет локомотивом.
Ведь кто такой инвестор? Это международный спекулянт высшего уровня. И чем он крупнее, тем класс спекулятивности, скажем так, у него выше. И в вопросах привлечения инвестиций не может быть никаких возвышенных понятий на уровне симпатии к белорусским лесам. Здесь напрочь отсутствуют душевные мотивы. Есть только чистый меркантильный интерес: если что-то выгодно, это делают, если нет – не делают. И если инвестор видит, что есть другие компании, игроки европейского уровня, у которых все хорошо, он идет следом. В этом вопрос, а не в стоимости инвестиционных проектов или масштабах приватизируемых предприятий. Не нужно продавать полстраны, чтобы к нам пришли крупные инвесторы.
– У нас уже есть такие «локомотивы»?
– Нет. Во всяком случае, я не знаю пока. Давайте почитаем новости и посмотрим. Перед форумом в Германии было известно, что Lufthansa потратила несколько сотен тысяч евро на разработку бизнес-плана логистического авиакомплекса на базе минского аэропорта. Вот если эта компания за него возьмется, она и станет локомотивом.