Система управления охраной труда
13.12.2010
—
Новости Экономики

Что же такое система управления охраной труда? Установлена ли законодательством Республики Беларусь обязанность по ее созданию? Какая ответственность предусмотрена законодательством Республики Беларусь за отсутствие на предприятии системы управления охраной труда?
О системе управления охраной труда, как об инструменте повышения качества и конкурентоспособности продукции и работ, в Республике Беларусь говорят давно. Вместе с тем задача по ее созданию и внедрению на предприятиях в государственном масштабе впервые была поставлена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.08.2005 г. №905, которым утверждалась Республиканская целевая программа по улучшению условий и охраны труда на 2006-2010 гг. Системы управления охраной труда на предприятиях должны были обеспечивать выявление производственных опасностей, оценку уровней риска травмирования и гибели работников, разработку и реализацию профилактических мер.
24.06.2005 г. постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь №28 были утверждены и введены в действие с 01.11.2005 г. следующие стандарты: СТБ 18001-2005 «Системы управления охраной труда. Общие требования» и СТБ 18002-2005 «Системы управления охраной труда. Руководство по применению СТБ 18001-2005».
23.06.2008 г. был принят закон Республики Беларусь «Об охране труда», где в статье 13 закреплена обязанность работодателя обеспечить идентификацию опасностей, оценить профессиональные риски, подготовить и реализовать мероприятия по снижению рисков с проведением анализа их эффективности – другими словами, создать и внедрить на своем предприятии систему управления охраной труда.
24.04.2009 г. постановлением Госстандарта Республики Беларусь №19 был утвержден новый государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Требования» (далее – СТБ 18001-2009), который заменил ранее действующие стандарты СТБ 18001-2005 и СТБ 18002-2005. СТБ 18001-2009 был введен в действие с 1 октября 2009 г.
29.06.2010 г. Совет Министров Республики Беларусь постановлением №982 утвердил новую Республиканскую целевую программу по улучшению условий и охраны труда на 2011-2015 гг. В качестве основной задачи данной программы установлено внедрение систем управления охраной труда, обеспечивающих оценку уровней профессиональных рисков работников, разработку и реализацию мероприятий, направленных на их минимизацию.
Так что же такое система управления охраной труда?
Согласно СТБ 18001-2009 под системой управления охраной труда (далее – СУОТ) понимается часть системы управления организации, предназначенная для реализации политики в области охраны труда организации, а также управления рисками. СУОТ представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов (планирование, ответственность, технологии, процедуры, процессы и ресурсы), направленных на реализацию политики и целей в области охраны труда. Иными словами, СУОТ – это регламентированная законодательством совокупность организационных, технических, гигиенических, лечебно-профилактических и социально-экономических мероприятий, методов и средств управления, направленных на организацию деятельности по обеспечению безопасности, сохранению жизни, здоровья и работоспособности человека в процессе труда, включающих в себя выявление производственных опасностей, оценку рисков гибели и травмирования работников, разработку и реализацию эффективных мер по их снижению, а также осуществление постоянного мониторинга и измерение результативности в области охраны труда.
Разработанная и внедренная на предприятии СУОТ позволяет выявлять производственные опасности, давать оценку рискам гибели и травмирования работников, а также разрабатывать и реализовывать эффективные меры по их снижению. Создание и внедрение СУОТ на предприятии проходит ряд стадий.
- Анализ действующей на предприятии СУОТ
- Разработка (корректировка существующей) СУОТ
- Внедрение разработанной СУОТ
- Проведение самооценки и самодекларирования СУОТ либо проведение сертификации СУОТ внешней организацией
- Контроль состояния условий и охраны труда и функционирования СУОТ на предприятии
- Анализ состояния условий и охраны труда на предприятии

В соответствии с СТБ 18001-2009 в рамках создания СУОТ на предприятии должны быть разработаны и документально оформлены следующие процедуры:
– идентификация, получение информации, содержащей законодательные и иные обязательные требования, и обеспечение доступа к законодательным и другим применяемым к организации требованиям в области охраны труда;
– идентификация опасностей, оценка рисков и мер управления рисками;
– установление целей и программ(ы) достижения целей в области охраны труда;
– определение компетентности, обеспечение обучения и осведомленности персонала в области охраны труда;
– обмен информацией, участие и консультирование работников и иных заинтересованных лиц в области охраны труда;
– управление всеми видами документов и данными по охране труда;
– идентификация возможных аварийных ситуаций и ответных действий;
– осуществление мониторинга и оценка результативности в области охраны труда;
– оценка соответствия законодательным и другим требованиям, взятым на себя предприятием в области охраны труда;
– расследование несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и анализ аварийных ситуаций, несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия;
– управление записями;
– проведение внутренних
аудитов СУОТ;
– проведение анализа со стороны руководства.
Для предприятия, и особенно для его руководителей, важно знать, как должна «выглядеть» разработанная и внедренная СУОТ, чтобы соблюсти требования законодательства Республики Беларусь. В результате разработки СУОТ предприятие получает условно назовем «документальную» СУОТ, которая состоит из:
– Руководства по СУОТ – это своеобразный путеводитель по СУОТ, в котором описываются кратко ключевые элементы СУОТ и взаимодействие между различными частями данной системы;
– процедур СУОТ (процедура – это способ осуществления деятельности или процесса. Процедуры могут быть документально оформленными или нет. Документально процедуры оформляются в виде стандартов предприятия, методических инструкций, положений, порядков, указаний и т.д.);
– рабочих инструкций – предназначены для работников, выполняющих конкретные задачи по охране труда; включают в себя: инструкции по охране труда, технологические инструкции и регламенты ведения технологического процесса, инструкции по безопасной эксплуатации оборудования, схемы процессов, таблицы, графики и т.д.;
– записей – документы, содержащие сведения о достигнутых результатах или свидетельства осуществления определенной деятельности; включают в себя: акты о несчастных случаях, профессиональных заболеваниях, авариях и инцидентах, несоответствиях, иные акты, журналы, протоколы совещаний, проверки знаний, удостоверения, различные отчеты и т.д.
Внедрение СУОТ на предприятии осуществляется путем ознакомления руководителей и работников предприятия со всеми разработанными процедурами, инструкциями, иной документацией по охране труда; выполнения руководителями и работниками предприятия своих обязанностей в области охраны труда; реализации соответствующих мероприятий в рамках охраны труда.
О создании и внедрении на предприятии СУОТ желательно уведомить местный исполнительный комитет. На практике такое уведомление осуществляется путем предоставления в исполком (включая направление по факсу) приказа о внедрении на предприятии СУОТ в соответствии с требованиями СТБ 18001. Получив такой приказ, исполком вносит данное предприятие в базу организаций, разработавших и внедривших СУОТ.
В заключение необходимо обратить внимание субъектов хозяйствования, что за нарушение требований по охране труда законодательством Республики Беларусь предусмотрена административная и уголовная ответственность. Так, статьей 9.17 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа на нанимателей (юридических лиц) до 400 базовых величин, на уполномоченных должностных лиц нанимателя и индивидуальных предпринимателей – до 50 базовых величин. Статьей 306 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусмотрена ответственность за нарушение правил охраны труда вплоть до лишения свободы сроком до семи лет.
Лилия ЛИСИЦА
Юридическое бюро
Лисицы Лилии/ООО «Правовой стандарт»
Юридическое бюро
Лисицы Лилии/ООО «Правовой стандарт»
Лилия ЛИСИЦА