Белорусы грозят судом: Латвия не имеет прав на нефть в трубопроводе
Находящаяся в трубопроводе Вентспилс — Полоцк технологическая нефть не принадлежит Латвии и продавать ее она не имеет права. Эта нефть принадлежит Беларуси, которая готова обратиться в суд, если не найдет понимания у латвийской стороны...
Об этом агентству «Интерфакс-Запад» сообщил пожелавший остаться неназванным источник в профильном ведомстве Беларуси.
«В случае, если латвийская сторона начнет слив технической нефти из нефтепровода Полоцк — Вентспилс, Беларусь может обратиться в судебные органы за защитой своих экономических интересов», — пишет агентство.
«На сегодняшний день нам известно, что компания LatRosTrans — латвийский оператор трубопровода — твердо намерена осуществить слив технической нефти для покрытия собственных убытков, которые несет из-за простаивания трубы. По латвийскому законодательству, закачанная в трубу нефть является собственностью предприятия, однако в Беларуси твердо уверены, что эта нефть находится на балансе новополоцкого предприятия по транспортировке нефти «Дружба», — сообщил собеседник агентства.
По его данным, в настоящее время в нефтепроводе находится около 150 тыс. тонн нефти, стоимость которой по белорусским оценкам составляет 90 млн долларов, а по латвийским — около 100 миллионов.
«Если компания LatRosTrans начнет слив нефти, Беларусь будет вынуждена обратиться в суд за защитой своих интересов. Это будут судебные органы Латвии», — сказал источник.
Он добавил, что в настоящее время стороны ведут переговоры, в которых пытаются «найти компромисс между двумя взглядами о праве собственности на нефть, а также о возможных согласительных процедурах».
Напомним, ранее руководство LatRosTrans подчеркнуло, что нефть в трубопроводе принадлежит предприятию и оно может распоряжаться ею по своему усмотрению. Из-за простоя нефтепровода предприятия терпит крупные убытки – их размер достиг уже 45 млн латов.
Между тем собеседник агентства напомнил, что 34% акций компании LatRosTrans принадлежат российской АК «Транснефтепродукт», которая, в свою очередь, является 100-процентной «дочкой» компании «Транснефть». Источник также обратил внимание, что прекращение транзита в 2004 году произошло по настоятельному требованию российской стороны.
Однако, как считает подавляющее большинство экспертов, причина приостановки транзита была в большей степени обусловлена политическими причинами и связана с невозможностью вхождения России в активы Мажейкяйского НПЗ.
«Логично, если бы покрытие убытков теперь осуществляла российская сторона, которая выступила тогда инициатором прекращения транзита», — сказал источник.
Тем временем предприятие Ventspils nafta (владеет 66% долей LatRosTrans) поспешило опровергнуть сделанные компанией LatRosTrans еще полторы недели назад заявления о том, что технологическая нефть из нефтепровода уже выкачивается. «Предприятие Ventspils nafta получило от LatRosTrans сообщение о ремонтных работах на трубопроводе, но работы по откачиванию нефти и связанные с ним сделки еще не начаты», — говорится в сообщении предприятия для рижской биржи NASDAQ OMX Riga.