Манна от шарлатанов
22.11.2010
—
Новости Экономики
Доктор Эйзенбарт, чье имя стало синонимом шарлатанства, в начале XVIII в. говорил: «Мне неважно, что за болезнь. Я знаю лечение, и пусть болезнь приспособится к моей терапии». Да и люди всегда мечтали о панацее: примешь - и все болезни излечиваются, хоть оспа, хоть насморк. И всегда находились другие люди, которые этой панацеей торговали. Называли их во все века одинаково - шарлатанами.
Всегда и в любой стране часть населения не совсем устраивает состояние экономики. И всегда находятся те, кто предлагает волшебные рецепты, которые сразу решат все проблемы. Так, в свое время, большевики думали, что все проблемы - от присвоения буржуями прибавочной стоимости. Мол, достаточно все отобрать, справедливо разделить - и наступит благодать. Но очень быстро выяснилось, что экономикой надо управлять, иначе распределять будет нечего. А поскольку механизмов управления не было, чаще всего управляли с помощью нагана.
В 1991г., когда выяснилось, что КПСС разложилась, тоже быстро нашлась панацея - «рыночная экономика». У соседей ее внедряли быстрее, соответственно, и степень разрухи у них оказалась больше. Зато мы вновь «наступили на грабли» образца 1917г. - увлеченно занялись «справедливым распределением» и украшением страны, начисто игнорируя факт, что независимой Беларуси экономика досталась не целостная, а в виде набора кусочков, вырванных из контекста советской.
Играть в «социальную экономику», не занимаясь собственно экономикой, удавалось за счет освободившихся рыночных ниш у соседей и нефтегазовой подпитки России. То, что продержались почти 20 лет, показывает, насколько велики были советские запасы, теперь почти съеденные. Например, в процессе разложения в 1990-х гг. ныне почти добитого «Белвара» получили свой начальный капитал процветающие сейчас частные фирмы и даже банк.
Мировой кризис, для Беларуси осложненный резким сокращением нефтегазовой подпитки России и «торговыми войнами» с соседями, никуда не делся. Пока держимся, залезая в долги, но он все равно достает. И сразу находятся любители панацей.
Главные среди них - либералы с нехитрым набором идей: вмешательство государства в экономику прекратить, госсектор - приватизировать и любой ценой создать условия для притока капитала. Тогда, мол, капитал в условиях свободной конкуренции сам построит процветающую страну.
К счастью, у нашего населения хватает здравого смысла, чтобы оценить шарлатанство подобных рецептов. Ну какая может быть свободная конкуренция МАЗа и «Рено»? Все равно что выпускать против боксера-профессионала пятиклассника и требовать для них «равных условий». Проблема не в наличии господдержки, а в том, что расходовалась она на «поддержку штанов», а не на модернизацию предприятий. А что касается приватизации, то, во-первых, производственные мощности в рыночной экономике - просто товар, спрос на который в условиях мирового кризиса перепроизводства никакой. Выбрасывать в продажу товар больше спроса - сбивать цену. Продавать за любую цену - уже было: Россия распродала свои предприятия за бесценок - и все они, кроме тех, что заняты первичной переработкой сырья, не работают.
Во-вторых, массовая приватизация приведет к массовой безработице, и где искать новые рабочие места? Либералы говорят, мол, сами придут вместе с иностранным капиталом. А если не придут? Тогда, как советует Зянон Пазьняк из своего польского далека, нужно широко открыть дверь для трудовой эмиграции - как будто и так мало уезжает. И с кем тогда поднимать страну?
Поддержка Западом либералов вполне обоснованна: открытие стран со слабыми экономиками приносит западным корпорациям вполне ощутимые коммерческие выгоды. Опыт открытия слабых экономик (Аргентина, Египет, Иран, Кампучия) показывает опасность народных волнений (массам становится жить значительно хуже) и стремительное обогащение некоторой части «верхних» слоев общества. Так что поддержка либералов внутри любого общества всегда есть. В условиях Беларуси их электорат составляют 2-3% населения, которые надеются на реализации их программы разбогатеть.
Реальной политической силы и реальной опасности для общества либералы сегодня в Беларуси не представляют. Зато быстро созревает новая опасность - номенклатурная приватизация. Неумение работать и провал нынешней экономической политики вызывает у части номенклатуры острое желание как можно скорее конвертировать свои должности в капитал, с которым не страшно будет встретить старость. И чем сложнее экономическая ситуация в республике, тем сильнее нажим номенклатурного лобби. Стоило президенту допустить возможность частной собственности на землю, как фермер Михаил Шруб заговорил о крупнотоварном частном сельском хозяйстве, а некто Глаз - о необходимости передавать совхозы в частную собственность директорам. Президент сказал, что приватизировать будем предприятия, которыми не можем сами управлять, - и уже вполне жизнеспособными предприятиями вдруг управлять стало трудно.
Наша номенклатура твердо уверена, что государство находится в ее частной собственности, и спешит закрепить свою личную долю в этом капитале. Но номенклатурная приватизация нигде в мире к успехам не приводила. Разве что к личным успехам некоторых ее участников.