От чего зависят поставки венесуэльской нефти в Беларусь?
фото:neftclub.ru
По словам Чрезвычайного и Полномочного Посла Латвии в Беларуси Михаила ПОПКОВС, Латвия заинтересованы в том, чтобы развивать маршруты альтернативных поставок нефти, а также шире использовать возможности своей портовой инфраструктуры, но на условиях долговременные перспективы сотрудничества.
"Вентспилс Нафта" заинтересована в участии в этом проекте, но хочет видеть долгосрочные гарантии для инвестиций и ясное виденье бизнеса на много лет вперед", - сказал М.Попковc.
По его словам, Беларусь в течение 2010 года вела с этой компанией соответствующие переговоры. Вначале речь шла о пятилетнем периоде сотрудничества, затем этот срок сократился до полутора лет. Сейчас Беларусь ведет речь о возможности заключения контракта на пробную прокачку венесуэльской нефти в реверс по нефтепроводу.
Почему же реверс? Дело в том, что трубопровод, который мог бы соединить порт Вентспилс с белорусским нефтеперерабатывающим заводом в Новополоцке, всегда работал по линии Восток-Запад, и вся инфраструктура была создана, чтобы перегонять нефть только в одном направлении. Кроме того, нефтепровод с начала 2004 года не эксплуатируется и заполнен технологической нефтью.
По словам дипломата, некоторые эксперты считают, что переориентация нефтепровода для работы в реверсном режиме была бы оптимальным вариантом для поставок венесуэльской нефти в Беларусь. М.Попковс отметил, что для возобновления эксплуатации нефтепровода, освобождения его от технологической нефти и перевода в реверсный режим необходимы инвестиции и проведение сложных технологических мероприятий. Дипломат добавил, что также потребуются инвестиции в модернизацию портовой инфраструктуры, чтобы создать возможность закачки нефти из танкеров в нефтепровод.
По мнению латвийских экспертов, для запуска нефтепровода в реверс может потребоваться до одного года с того момента, как все участники проекта достигнут соответствующей договоренности
Еще одна проблема, с которой могут столкнуться латвийские и белорусские партнеры - это российская доля в уставном фонде компании «Вентспилс Нафта».
"Нужно учитывать, что сама труба принадлежит компании "Латтранс", в которой две трети уставного фонда принадлежит "Вентспилс Нафта", а треть - российской компании "Транснефтепродукт", 100-процентной "дочки" "Транснефти". По уставу российские акционеры имеют право вето на работу нефтепровода в реверс", - сказал М.Попковс.
Он также добавил, что белорусские и латвийские субъекты хозяйствования прежде чем разрабатывать бизнес-планы по переводу нефтепровода в реверсный режим должны договариваться с российской стороной, которая либо продаст свои акции третьей стороне, либо даст свое согласие на участие в проекте.
Посол отметил, что преимущества для белорусской стороны имеет Рижский свободный порт, поскольку он самый близкий к Беларуси. В более далекой перспективе здесь может быть построен комплекс белорусских терминалов для перевалки грузов. Латвийской стороной были высказаны предложения по сотрудничеству. Это, в частности, создание совместного предприятия, создание полностью белорусского предприятия, создание латвийскими партнерами необходимой инфраструктуры на свободных территория Рижского порта и сотрудничество с белорусскими партнерами на правах аренды.