Осторожно, двери закрываются
15.11.2010
—
Новости Экономики
На днях замминистра транспорта и коммуникаций Александр Шишко поделился соображениями с газетой «Вечерний Брест» насчет того, как решить проблему с качеством перевозок горожан в городе. «Может быть, я сейчас выскажу непопулярные мысли, особенно в свете нынешних разговоров о либерализации, но без этого мы все равно никуда не двинемся. Нам придется, во-первых, повышать стоимость проезда в городском транспорте хотя бы до 1000 рублей и, во-вторых, наводить порядок с маршрутными такси», - сделал Шишко предложение, которое ничуть не выпадает из якобы либерального социально-экономического тренда в республике.
Конечно, можно - по примеру Литвы - поднять стоимость одной поездки в общественном транспорте и до $1. Однако в Беларуси, несмотря на поставляемую из России дешевую нефть и обилие разговоров о социальной направленности государственной экономической политики, стоимость проезда в общественном транспорте уже трудно назвать низкой. Чтобы убедиться в этом, можно обратиться к опыту украинского Львова, который, так же как и Брест, относится к разряду областных центров.
Одна поездка на маршрутном такси по Львову обойдется пассажиру в 1,75 гривны, или Br660 в эквиваленте, т.е. дешевле, чем проезд на трамвае или автобусе в Беларуси, где стоимость одного талона равна Br700. Причем украинские ветераны войны не платят даже за проезд в городском маршрутном такси. Надо полагать, это правило распространяется и на бывших воинов Советской Армии, и тех, кто воевал под знаменами Степана Бандеры.
Необычная дешевизна услуги поражает, если учесть, что на маршрутном такси можно добраться без пересадок из одного конца города в другой. На белорусском общественном транспорте совершить такую же поездку без пересадок практически невозможно. К тому же в общественном транспорте чаще всего приходится ехать стоя. Сидя можно проехать в маршрутном такси. Однако в Минске, например, за это удовольствие придется заплатить Br2200 - в 3 с лишним раза дороже, чем во Львове. Хотя разница в белорусской и украинской средней зарплате кратна 1,5.
Между тем бензин на Украине стоит немного дешевле, чем в Беларуси, хотя вся российская нефть и нефтепродукты давно уже поставляются на украинские НПЗ по полной стоимости, т.е. с оплатой экспортных пошлин. Так, на прошлой неделе средняя цена бензина марки А-92 подорожала до 7,22 грн/л (Br2730), А-95 - до 7,55 грн/л (Br2860). Кстати, во Львове цена бензина была выше среднеукраинских значений: 1 л А-92 стоил 7,44 грн, а 1 л А-95 - 7,72 грн, что, впрочем, все равно меньше, чем в Беларуси, получающей нефть по льготным ценам. Дороговизна же белорусского бензина объясняется только большими акцизами, закладываемыми в цену правительством. В этом вопросе оно, видимо, ориентируется на опыт наиболее развитых европейских стран.
Справка «БелГазеты». В Беларуси цена 1 л бензина марки А-92 составляет Br2870, в т.ч. акциз - Br1083 и НДС - Br478; марки А-95 - Br3240, в т.ч. акциз - Br1228 и НДС - Br540. Таким образом, доля налогов в цене этих сортов белорусского бензина составляет от 54,4 до 54,6%.
Хотя есть и своя специфика. Белорусские власти стригут доходы с российской нефти дважды. Сначала урывают доход от российского бюджета, добившись освобождения от экспортных пошлин, а потом берут по максимуму с того самого внутреннего потребителя Беларуси, для которого та же Россия и понизила цену, руководствуясь братскими соображениями. Поэтому отмена для Беларуси пошлин на поставляемую нефть и замена их повышенными пошлинами на нефтепродукты начиная с 2011г. будет выглядеть вполне логичной мерой со стороны Москвы. После чего с вероятностью в 100% белорусские власти мгновенно (и очевидно, не единожды) повысят цены на бензин - так же как и стоимость проезда в общественном транспорте. Причем без всяких подсказок со стороны ответственных товарищей из Минтранса. В этом можно не сомневаться, поскольку на будущий год (по сравнению с 2010г.) акцизы уже повышены с Br1228300 до Br1326560 за 1 т бензина марки А-95 и с Br1083070 до Br1169720 за 1 т бензина марки А-92.
Теперь стоит обратить внимание на предложение Шишко на тему совершенствования организации перевозок пассажиров общественным транспортом. Он предлагает оставить маршрутки-микроавтобусы только для междугородного сообщения в Беларуси, полагая, что в городах нужно увеличивать число автобусов большой вместимости, поскольку по этому пути идет «весь мир». Возможно. Но в том же Львове уже найден и свой весьма эффективный путь. Там используют в качестве маршрутного такси не легковые автомобили типа мини-вэнов, а только снующие один за другим автобусы типа «Богдан» с большей вместимостью. Это и есть тот самый третий путь организации работы маршрутного такси, достойный самого внимательного изучения. Тем более что весь мир давно уже не указ белорусским властям, не желающим развивать страну по общепринятым канонам классической демократии.
Белорусские власти стригут доходы с российской нефти дважды. Сначала урывают доход от российского бюджета, добившись освобождения от экспортных пошлин, а потом берут по максимуму с того самого внутреннего потребителя Беларуси, для которого та же Россия и понизила цену, руководствуясь братскими соображениями