Белорусская либерализация непоследовательная и противоречивая?
фото www.biznes-sites.ru
Доклад Всемирного банка и МФК "Ведение бизнеса-2011" наглядно продемонстрировал противоречивость и непоследовательность белорусской либерализации.
Не секрет, что разного рода показатели давно уже стали фетишем белорусских чиновников.
Складывается ощущение, что записать нужные цифры в отчет для них важнее реальных достижений. Еще недавно все так дружно радовались лидерству Беларуси в гонке экономических реформаторов и высокому 58-му месту в рейтинге Всемирного банка.
Но вот доклад Всемирного банка и МФК "Ведение бизнеса-2011" передвинул нашу страну на 68-место. Казалось бы, катастрофа. А нет, все просто стало на свои места.
Сразу скажем: теперь рейтинг считался по несколько иной методике. И условия найма рабочей силы больше не учитываются при определении итогового места. Так что по новой методике Беларусь заняла бы в прошлом году 64-е место. Поэтому падение не столь существенное.
Но, с другой стороны, это показывает, что относительно высокое место нашей страны во многом было обусловлено отнюдь не благоприятными условиями для бизнеса, а фактическим бесправием работников. Проще говоря, бизнесменам в нашей стране не очень хорошо, но работникам совсем плохо. И ничего замечательного в этом нет.
Справедливости ради отметим, что перемещение Беларуси на 68-е место обусловлено не столько внутренними факторами, сколько внешними. То есть другие страны быстрее реформируют свои экономики. Но, как говаривал И. Ньютон, все зависит от точки отсчета. И не столь важно, замедлили мы бег или конкуренты побежали быстрее. Результат один: мы отстаем.
Отметим также, что средние показатели у нас неплохие. Но вот если вчитаться в доклад внимательнее, можно заметить противоречивость и непоследовательность белорусских реформ.
В разделах "Регистрация предприятий" и "Регистрация собственности" у Беларуси соответственно 7-е и 6-е места. Но при этом уж очень низкие места по таким показателям, как "Налогообложение" (183-е), "Защита инвесторов" (109-е) и "Международная торговля" (128-е).
А ведь очень важно, чтобы все показатели были на сопоставимом уровне. И если фирму открыть легко, а работать трудно, то желающих воспользоваться простотой процедуры открытия бизнеса будет мало.
Хорошо, конечно, что Беларусь входит в тройку лидеров по изменениям деловой среды. Но есть нюанс: во многом наше лидерство обусловлено низким качеством существующих условий для бизнеса, поэтому даже незначительные улучшения делового климата позволяют нам демонстрировать неплохую динамику.
Поэтому Беларусь продолжит работу по улучшению условий ведения бизнеса, заверяют чиновники.
Такое заявление сделал в минувшую пятницу заместитель министра экономики Андрей Тур, комментируя отчет Всемирного банка и МФК, сообщает "Белорусы и рынок".
По словам чиновника, Беларусь продолжит работу по вхождению в тридцатку стран с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса. С этой целью разработаны и реализуются мероприятия правительства и Национального банка на 2010-2011 гг.
По словам А.Тура, для Беларуси наиболее чувствительными ухудшившимися позициями рейтинга являются следующие: "Ликвидация компании" - 93-е место (было 75-е) и "Налогообложение" - 183-е место (оно же и сохранилось).
Дело в том, что в зачет рейтинга вошли все те действия страны, которые предпринимались с 1 июня 2009 года по 1 июня 2010 года, кроме налогообложения: здесь учитывались действия, произведенные с 1 января 2009 года по 1 января 2010 года.
"По сути, тот большой блок работы, которую мы провели по налогообложению, не вошел в этот рейтинг", - заявил А.Тур. Принятые в Беларуси в нынешнем году нормативно-правовые акты по налогообложению войдут в рейтинг 2012 года.