Как «сделали» бизнес
08.11.2010
—
Новости Экономики
Публикация очередного доклада Всемирного банка «Ведение бизнеса-2011» не превратилась в радостное PR-событие для белорусского правительства. Нацбанк и Совмин публично ставили задачу войти в Тоp-30 стран мира по качеству деловой среды. Однако регуляторная суета отечественной номенклатуры не произвела на Всемирный банк сильного впечатления. Беларусь опустилась с 58-го места в рейтинге прошлого года (по старой методике) на 68-е и оказалась в соседстве с Ганой (67-е) и Намибией (69-е).
В 2009-10гг. Беларусь не попала в Тоp-10 самых активных реформаторов делового климата, хотя эксперты Всемирного банка отметили у нас улучшения в порядке выдачи кредитов (использование залога); уплате налогов (сокращение оборотных и социальных налогов, электронное декларирование); внешней торговле (электронное декларирование экспортных и импортных операций); закрытии бизнеса (усиление защиты прав кредитора в процедуре банкротства, внесение изменений в процедуру проведения банкротства).
На этот раз мировым лидером по реформам делового климата (оценивался период с июня 2009г. по май 2010г.) стал Казахстан. Он существенно улучшил процедуры регистрации бизнеса (прыжок в рейтинге по данному фактору с 85-го на 47-е место), выдачи разрешений на строительство, законодательство по защите инвесторов и внешнеторговое законодательство. В результате Казахстан поднялся в рейтинге сразу на 15 мест - с 74-го на 59-е. Но наш партнер по Таможенному союзу остается мировым аутсайдером по качеству внешнеторгового законодательства (181-е место из 183 стран). ВТоp-10 самых активных реформаторов этого года попали Руанда, Перу, Вьетнам, Таджикистан и Венгрия.
Всемирный банк утверждает, что за отчетный период правительства 117 стран провели 216 регуляторных изменений делового климата. Чаще всего они касались процедуры открытия бизнеса, усиления защиты прав собственности и улучшения системы разрешения коммерческих споров. Популярными были улучшение налоговой системы и внешнеторгового законодательства.
Из первых 25 стран рейтинга позитивные реформы делового климата проводились в 18. Так, Бельгия, Чехия, Япония, Испания, Британия и Южная Корея улучшили режимы проведения банкротства и закрытия бизнеса. В странах ОЭСР эта процедура гораздо качественнее. Если в странах Восточной Европы и Центральной Азии процедура санации и банкротства позволяет спасти только 33 цента с каждого $1, то в странах ОЭСР этот показатель составляет 69 центов.
ПАМЯРКОЎНАСЦЬ - ТОРМОЗ
По итогам реформ делового климата в 2005-10гг. Беларусь оказалась в десятке самых активных реформаторов. Кроме нас, в нее вошли Грузия, Руанда, Буркина Фасо, Саудовская Аравия, Мали, Кыргызстан, Гана, Хорватия и Казахстан. За это время 85% из 175 стран мира принимали меры по улучшению делового климата.
Либерализация делового климата - один из самых адекватных ответов на вызов растущей безработицы. В 2009г. в мире было 212 млн. зарегистрированных безработных, на 34 млн. больше, чем в начале кризиса в 2007г. В ситуации жестких бюджетных ограничений раскрепощение малого и среднего бизнеса (МСБ) является самым ценным вкладом в социально-экономическое развитие страны. В развитых странах ОЭСР на МСБ приходится 95% всех коммерческих организаций, они создают 60-70% всех рабочих мест. В Чили, Китае, Южной Африке МСБ формирует 60-80% рынка труда (в Беларуси этот показатель не превышает 15%).
Несмотря на то что наша страна вошла в Тоp-10 самых активных реформаторов, до лидеров рейтинга - даже до многих постсоветских стран - ей далеко. В 2006г. (первый год ранжирования стран по местам) Беларусь была на 106-м месте (по методологии того года). В докладе этого года мы оказались на 68-м месте, т.е. улучшили свое положение на 38 мест.
СПРАВКА «БелГазеты». Для сравнения: Эстония уже тогда была на 16-м месте; Грузия - на 100-м и совершила головокружительный взлет сразу на 88 позиций вверх; Казахстан был на 86-м месте, сегодня - на 59-м; Кыргызстан прыгнул с 84-го на 44-е; Польша упала с 54-го на 70-е место; Россия в докладе DB-2006 была на 79-м месте, сегодня - на 123-м; Украина со 124-го места опустилась на 145-е.
В докладе этого года по новой методологии наша страна опустилась в рейтинге с 64-го на 68-е место. Благодаря проведенным реформам по показателю «получение кредитов» мы поднялись в рейтинге со 109-го места на 89-е. Показатели прошлого года были пересчитаны по новой методике, из которой был исключен такой фактор, как «рынок труда», и изменен порядок оценки качества налоговой системы. По внешней торговле мы улучшили свое положение всего на одно место, перейдя со 129-й на 128-ю позицию. Законодательные изменения в порядке закрытия бизнеса, наоборот, отбросили страну с 75-го на 93-е место. Эта процедура остается у нас очень времяемкой (5,8 лет), дорогой (обходится в 22% стоимости активов) и приводит к возврату только 28 центов с каждого вложенного $1.
Беларусь сохранила почетные места в Тоp-10 по качеству процедуры открытия бизнеса (7-е место) и регистрации собственности (6-е). Эти достижения вкупе с высоким местом по «принуждению к исполнению контрактов» сохранили нас в первой сотне мирового рейтинга.
А по качеству налоговой системы мы остались на последнем, 183-м, месте в мире. Далеко не каждая компания получает разрешение на строительство или регистрирует собственность. Однако все коммерческие организации платят налоги, поэтому отсутствие прогресса в этой сфере является показателем реального отношения властей к национальному бизнесу. Нельзя сказать, что наши власти стояли на месте. Просто весь остальной мир двигался гораздо быстрее. Поэтому даже при всех позитивах мы все равно оказались последними. Так, число платежей уменьшилось со 107 до 82, время, которое тратят руководители предприятия на уплату налогов, сократилось с 900 до 798 часов, а общая налоговая нагрузка (если взять все уплачиваемые налоги и сравнить их с прибылью) сократилась с 99,7 до 80,4%.
НЕ У ТЕХ УЧИМСЯ
В докладе Doing Business-2011 cреди постсоветских стран выше всех по качеству делового климата оказалась Грузия - на 12-м месте (в прошлом году - на 13-м). Грузины резко улучшили условия получения кредита (скачок с 30-го на 15-е место) и систему защиты прав инвесторов (с 41-го места в 2009г. на 20-е место в 2010г.). На пятки Грузии наступает Эстония, сохранившая за собой 17-е место без существенных изменений параметров делового климата. Литва поднялась на три позиции - до 23-го места - за счет улучшения условий открытия бизнеса и налоговой системы. Латвия тоже поднялась с 27-й на 24-ю позицию.
Беларусь опередили многие бывшие советские республики из Азии. Кыргызстан (44-е место), Армения (48-е), Азербайджан (54-е), Казахстан (59-е) - все они понимают важность создания благоприятного делового климата. Конечно, девять факторов, на которых строится рейтинг, - это далеко не единственный фундамент для обеспечения экономического роста. Нужны макроэкономическая стабильность, открытая конкуренция, приватизация и качественное госуправление. Поэтому успехи в улучшении делового климата имеют гораздо больший позитивный эффект, когда и другие факторы странового благополучия на высоте.
Россия - пример упущенных возможностей. Правильные слова президента Дмитрия Медведев о том, чтобы «не кошмарить бизнес», что свобода лучше несвободы, никак не подкрепляются действиями. Из девяти факторов Россия ухудшила свое положение по шести, а по качеству процедур по выдаче строительных разрешений осталась на предпоследнем месте в мире. Не улучшилось и внешнеторговое законодательство (162-е место). Вот такой своеобразный, диковинный получается у нас Таможенный союз на троих. Казахстан расположен на 181-м месте по качеству внешнеторгового законодательства, Россия - на 162-м, а Беларусь - на 128-м. Чье бы мы законодательство ни приняли за основу на троих, все равно получится гораздо хуже, чем у наших основных конкурентов.
Беларуси нечему учиться у нашего южного соседа. Украина поднялась на два места, с 147-й на 145-ю позицию, преимущественно за счет улучшения законодательства по регистрации бизнеса. По качеству процедуры получения разрешения на строительство, регистрации собственности, налоговой системе, закрытию бизнеса Украина входит в Тоp-20 худших стран мира. В такой ситуации Беларусь имеет уникальный шанс «выстрелить» и быстро оторваться от своих региональных конкурентов…