Льготные кредиты на жилье становятся непосильной ношей для бюджета
Власти предприняли новую попытку сократить очереди на квартиры, урезав число претендентов на льготное жилье и льготные кредиты. На днях президент подписал указ № 552, который изменил некоторые правила постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с указом, уже с 1 января 2011 года в очередь на жилье не смогут стать разведенные граждане, родившие или усыновившие детей, которые обеспечены жилплощадью более установленного порога в 15 квадратных метров на человека. Также документом предусмотрено, что при постановке на учет нуждающихся будет учитываться не только жилплощадь конкретного гражданина, который хочет встать на учет, но и жилплощадь, которая находится в собственности совместно проживающих с ним членов его семьи.
Власти не в первый раз идут на ужесточение подходов к определению нуждающихся в улучшении жилищных условий. Схожий нынешнему указ, уточняющий правила принятия граждан на учет, президент подписывал в ноябре прошлого года. Однако прописанных в нем мер оказалось недостаточно, и спрос на дешевые жилищные займы нисколько не снизился.
Самыми востребованными займами на сегодня остаются именно льготные кредиты на жилье под 1-5%. Причем, несмотря на общую тенденцию снижения процентных ставок по всем кредитам, спрос на самые дешевые кредиты не только не угасает, а, наоборот, увеличивается. И если он и дальше будет расти такими темпами, то, отмечают эксперты, уже в 2011 году может значительно вырасти нагрузка на бюджет.
С начала года процентные ставки на жилищные коммерческие кредиты и потребительские кредиты в ряде банков снизились на 5-7 процентных пунктов. Доля потребительских кредитов в структуре кредитной задолженности упала с 34,8% на начало года до 29,2% на октябрь. Доля кредитов на жилье на общих основаниях также сократилась более чем на 5 процентных пунктов — с 24,8% до 19,2%.
В то же время доля льготных кредитов за последние десять месяцев увеличилась с 75,2% до 80,8% от общего количества кредитов на финансирование недвижимости. И, как подчеркивают аналитики, из-за роста льготного кредитования увеличивается в целом задолженность по кредитам на недвижимость и общая кредитная задолженность населения перед банками.
Если на начало 2009 года задолженность населения по кредитам на недвижимость составляла 6 трлн. 835,4 млрд. рублей, то на 1 января 2010 года она выросла до 10 трлн. 394,9 млрд. рублей, а на 1 октября уже составила 14 трлн. 231,2 млрд. рублей.
По словам эксперта аналитического портала Infobank.byЕкатерины Смирновой, рост льготного кредитования связан с увеличением объемов вводимого жилья и в том числе для льготной категории населения. При дальнейшем увеличении темпов строительства (в соответствии с планами правительства для льготников будет строиться около 70% жилья) спрос на льготные кредиты также будет расти.
Какими последствиями это обернется, в этом году уже обсуждалось в парламенте. По оценкам правительства, расходы бюджета на обслуживание льготных кредитов, выдаваемых на строительство жилья, в ближайшем будущем могут стать сопоставимыми с объемами льготного кредитования. Увеличение объемов льготного кредитования приведет к тому, что нагрузка на бюджет может стать непосильной.
В 2010 году на финансирование строительства (реконструкцию) жилья планируется направить 12,647 трлн. рублей. Основной объем финансирования придется на банковские кредиты. На строительство (реконструкцию) жилья в нынешнем году будет направлено кредитов на общую сумму 7,171 трлн. рублей. В том числе льготные кредиты будут составлять 6,793 трлн. рублей, или 94%.
Для уменьшения нагрузки на бюджет планируется развивать строительство арендного жилья, систему строительных сбережений. Но проблема если и решится, то не за год-два, а потребует гораздо больше времени.
К тому же некоторые законодательные инициативы, наоборот, будут стимулировать рост льготного кредитования.
По информации Naviny.by, уже подготовлен проект президентского указа, которым предлагается распространить выдачу кредитов под 1% сроком на 40 лет на граждан, постоянно проживающих и работающих в городах с населением до 50 тысяч человек.
Для «Беларусбанка», который и занимается льготными жилищными кредитами под ставку в 1-5% в рамках госпрограммы, дешевые займы также в некотором роде бремя.
С одной стороны, в текущем году для компенсаций расходов по финансированию льготного строительства жилья из бюджета в банковский сектор будет направлено более 1 трлн. рублей.
Как подчеркнул Naviny.by аналитик одного из банков, «можно говорить о присутствии рыночных механизмов в отношениях между государством (бюджетом) и уполномоченными банками при реализации социальных задач посредством льготного кредитования, ввиду наличия бюджетных компенсаций по процентным ставкам, заявленным при льготном кредитовании и среднерыночными».
Однако эти займы — долгосрочные (на 20-40 лет) и, кроме того, выдаются гражданам с невысокими доходами, для которых погашение даже таких дешевых кредитов часто вызывает проблемы. В этой связи уместно говорить и о рисках для банка невозврата кредитов и, соответственно, об ухудшении качества кредитного портфеля.
Андрей КОЖЕМЯКИН