Кризис среднего минимума

Источник материала:  


Общереспубликанская борьба за среднюю зарплату в $500 в эквиваленте вступила в решающую фазу. Если судить по пресс-релизам Национального статкомитета, то в оставшиеся два месяца т.г. поставленная задача может быть выполнена. При этом в Минске начисленная среднемесячная зарплата в сентябре составляла Br1678656 (почти $560).

На фоне столь оптимистичной статистики вызывает недоумение тот факт, что в это же самое время в том же Минске некоторые наниматели получили письма с просьбой принять меры для того, чтобы повысить зарплату до $200 в эквиваленте. Для предотвращения когнитивного диссонанса попробуем разобраться, как рассчитываются среднемесячные показатели и чем на самом деле рискует наниматель, выплачивая работнику официальную зарплату в эквиваленте $100.

В оперативных статистических данных после заголовка в таблице о зарплате стоит сноска: «без субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности». В соответствии со ст.3 закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» к субъектам малого предпринимательства могут относиться и предприятия с численностью работников до 100 человек (в промышленности и на транспорте). Соответственно, даже те частные наниматели, которые пока не повысили зарплаты своим работникам до $500, не испортят общую картину - их зарплаты просто не учитываются.

Не портят картину также и те работники, которые заняты на условиях неполного рабочего времени (например, три дня в неделю). Согласно инструкции Минстата N92 от 29.07.2008г., в расчет принимается среднесписочная численность работников, а лица, работающие в режиме неполного рабочего времени, учитываются «пропорционально отработанному времени».

Таким образом, на достижение заданного размера среднемесячной зарплаты существенно не влияют частные наниматели или предприятия, работающие неполное время. По сути, выполнение этой задачи больше всего зависит от самого государства… и, конечно, от текущего курса доллара. Ведь в декабре 2008г. среднемесячная зарплата по Минску в Br1351433 составляла около $615, однако затем долларовый эквивалент снизился, несмотря на возросшее номинальное и реальное значение.

В отличие от статистических методик, государство не может пренебречь проблемой малых зарплат в частном секторе. Какие меры ответственности можно применить к нанимателям, которые не только не повышают зарплату до среднего для соответствующей области значения, но и оставляют ее чрезвычайно низкой - например, ниже $200 в эквиваленте? По большому счету - только общественное порицание, если только не будут выявлены какие-либо нарушения законодательства в ходе проверки (например, факт выплаты зарплаты в конвертах).

В соответствии с законодательством наниматель должен соблюдать следующий минимальный набор правил относительно порядка определения размера зарплаты: производить расчет зарплаты на основании ЕТС; за полное рабочее время выплачивать сумму не меньше утвержденной минимальной зарплаты.

Если использовать тарифную ставку 1-го разряда, утвержденную для бюджетной сферы (с 1 ноября - Br118 тыс.), то без применения каких-либо повышений, выплаты надбавок, премий и т.п. зарплата специалиста (10-й разряд), рассчитанная по ЕТС, будет составлять Br292640. Негуманно? Возможно. Но почти законно.

«Почти» - потому что с 1 ноября т.г. минимальная зарплата единомоментно увеличилась более чем в 1,5 раза - с Br258600 до Br400 тыс. Соответственно, все те, кто в ноябре отработает полную продолжительность рабочего времени, должны будут получить не менее Br400 тыс. (если работают неполное рабочее время - не меньше чем по Br2360 за каждый час работы).

Последнее повышение минимальной зарплаты произведено нестандартно: во-первых, указом президента, а не постановлением Совмина, во-вторых, только на ограниченный период - ноябрь-декабрь 2010г. Впрочем, возможно, пугаться ограниченного срока не стоит - по сообщениям представителей Минэкономики, в январе может последовать дальнейшее увеличение минимальной зарплаты, например, до Br450 тыс.

В соответствии с законом «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» предполагалось, что правительство будет ежегодно поэтапно повышать размер минимальной зарплаты - вначале до уровня бюджета прожиточного минимума (Br293800 - до 31.10.2010г.), а в дальнейшем - до размера минимального потребительского бюджета (Br575960). Первая задача неожиданно оказалась выполненной, и резкий переход ко второму этапу предполагает существенное увеличение государственных гарантий.

Самое интересное, что из всех условий определения размера зарплаты, названных в ст.1 закона, ни одно кардинальным образом (на 55%) в последнее время не менялось, поэтому, очевидно, принимались во внимание «экономические возможности республиканского и местных бюджетов, а также нанимателей». Действительные экономические возможности (в особенности нанимателей) можно будет оценить в декабре - именно тогда работники по-настоящему почувствуют изменения в правилах оплаты труда.
←Лукашенко: Беларусь нуждается в прямых иностранных инвестициях

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика