Проба трубы

Источник материала:  
Проба трубыПробный пуск 80 тыс. т венесуэльской нефти на Мозырский НПЗ по нефтепроводу Одесса - Броды запланирован на конец октября - начало ноября.Поставки нефти по трубе снизят затраты на ее транспортировку на 25-30 USD/т. Об этом сообщил журналистам 12 октября министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко. По его словам, речь идет не о замене железнодорожного транзита, а о дополнении к нему с учетом того, что Беларусь планирует увеличить объем поставки венесуэльской нефти.

Идем на аверс.

Первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко 14 октября в Гомеле отметил, что Мозырский НПЗ готов к приему пробной партии венесуэльской нефти с использованием нефтепроводов Одесса - Броды и "Дружба". По его словам, сейчас украинские и белорусские специалисты отработали необходимые технические моменты, проводится обвязка насосных станций по всему маршруту нефтепровода Одесса - Броды и участку нефтепровода "Дружба", который идет до Мозырского НПЗ.

В. Семашко также сообщил, что Беларусь и Украина подписали соответствующие документы, согласно которым прокачка венесуэльской нефти, "если не с декабря этого года, то с января 2011-го будет осуществляться именно по нефтепроводу Одесса - Броды". Это, по его словам, позволит полностью отказаться от транспортировки нефти железнодорожным транспортом.

Насколько оправдан оптимизм куратора белорусского ТЭКа, покажет время.

Очевидно, что новый способ транспортировки венесуэльской нефти сопряжен с рядом вопросов не только технического характера.

Сейчас на украинском направлении Беларусь переваливает венесуэльскую нефть через Одесский порт, а для транспортировки ее по трубе нужно задействовать порт "Южный". Однако перевалочные мощности этого порта сейчас задействованы под российскую нефть, поступающую по трубе Одесса - Броды, которая пока работает в реверсном (обратном) режиме.

Следует также учесть, что в конце минувшего года российская компания "Транснефть" и "Укртранснафта" заключили два дополнительных соглашения о транзите нефти на 2010 год. Документы предусматривают техническую возможность прокачки 1,5 млн. т российской нефти в квартал на два украинских завода - НПК "Галичина" и "Нефтехимик Прикарпатья", а также прокачку по нефтепроводу "Дружба" не менее 15 млн. т нефти в год.

Собирается ли Россия полностью отказаться от использования трубопровода Одесса - Броды до того, как будет построена альтернативная труба - Балтийская трубопроводная система-2, пока неясно.

Министр энергетики РФ Сергей Шматко заявил 15 октября в Киеве, что Россия считает необходимым, чтобы страны - партнеры по нефтепроводу "Дружба" проводили технологические согласования по прокачке нефти через нефтепровод с российской стороной. "Для того чтобы обеспечить стабильную работу, нам бы хотелось, чтобы проходили консультации с нами", - цитирует С. Шматко РИА "Новости".

То, что со стороны Москвы не последовало жестких заявлений в связи с планируемым переводом трубопровода Одесса - Броды в аверсный режим, может свидетельствовать о смене приоритетов нефтяного экспорта РФ. В последнее время Россия активно развивает экспорт нефти в Китай. Как предполагается, уже со следующего года поставки в эту страну увеличатся еще на 15 млн. т.

Тем не менее вопросов в отношении поставок венесуэльской нефти по трубе Одесса - Броды в Беларусь остается очень много. В том числе пока непонятно, может ли Беларусь гарантировать Украине необходимую загрузку этой трубопроводной системы. Ранее звучало, что для эффективной загрузки трубопровода необходимо обеспечить прокачку 9 млн. т нефти в год.

Премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский на встрече в Минске с первым вице-премьером Украины Андреем Клюевым 30 сентября подтвердил долгосрочные планы поставки нефти в страну через Украину. При этом, как было сказано, правительство активно работает в странах Африканского континента, Азии, "и мы оттуда начнем поставки нефти на территорию нашей страны".

По данным "БР", окончательные точки над "i" в вопросах поставки нефти из Венесуэлы стороны планируют расставить после визита президента Венесуэлы в Беларусь.

Россия мешает.

Беларусь с мая текущего года наладила регулярную поставку танкерами венесуэльской нефти (4-5 танкеров в месяц мощностью по 80 тыс. т). Сейчас венесуэльская нефть поставляется на Мозырский НПЗ и "Нафтан" через 3 порта (Одесса, Мууга и Клайпеда), а из портов транспортируется по железной дороге.

Уже в следующем году Беларусь собирается импортировать из Венесуэлы 8-10 млн. т нефти в год, в для этого ей нужна труба. Без доступа к ней амбициозные планы по поставкам 10 млн. т нефти из Венесуэлы останутся несбыточными. И дело не только в том, что поставка по железной дороге очень сильно удорожает стоимость сырья, но и в том, что отечественные НПЗ технически не смогут принять больше 2-3 танкеров в месяц.

А. Лукашенко на съезде Федерации профсоюзов Беларуси 16 сентября заявил, что Беларусь, "может быть, и нашла дешевые пути поставок энергоресурсов, допустим, через Прибалтику", но даже в этих поисках ей "чинят препятствия". И здесь же включается известный внешний рычаг: "Не пущать". "Тем более что существующие газовые и нефтяные артерии Советского Союза знаете у кого в руках. Порожняком стоят трубы, они просто не работают, блокируются по поставкам углеводородного сырья в Беларусь", - сказал А. Лукашенко.

Белорусский президент имел в виду не северную ветку нефтепровода "Дружба", которая простаивает без работы в направлении Литвы с конца июля 2006 года, а нефтепровод Полоцк - Вентспилс, который не транспортирует нефть с начала 2003 года.

Теоретическая возможность поставки нефти есть и по литовскому нефтепроводу, но сейчас он принадлежит не правительству Литвы, а нефтеперерабатывающему комплексу Orlen Lietuva (прежнее название Mazeikiu nafta), собственником которого является польский концерн PKN Orlen. Пока не до конца ясны и перспективы бизнеса PKN Orlen в Литве. Ранее заявлялось, что компания может продать мажейкяйский завод Orlen Lietuva, и в числе претендентов на его покупку называется НК "Роснефть".

Латвийская труба Полоцк - Вентспилс также могла быть использована в реверсном (обратном) режиме для прокачки венесуэльской нефти в Беларусь. Но пока через Вентспилс не поставлено даже пробной партии. Перевалку нефти и нефтепродуктов в Вентспилсе осуществляет холдинг Ventspils nafta со своим дочерним предприятием Ventspils nafta terminаls. Совладельцем этого холдинга является международный концерн по торговле нефтью и газом Vitol. Ранее латвийский портал Delfi со ссылкой на мэра Вентспилса Айварса Лембергса сообщал, что первое судно с венесуэльской нефтью должно было ошвартоваться в Вентспилсском порту еще 10 июля.

Однако концерн занимает осторожную позицию: у Vitol главные клиенты - в России, и компания не хочет испортить отношения с ними. "Поэтому если им придется делать выбор между поставками нефти Беларуси и отношениями с Россией, допускаю, что, скорее всего, они выберут последнее", - сказал А. Лембергс.

Но если удастся решить вопрос с терминалом, запустить венесуэльскую нефть в нефтепровод Вентспилс - Полоцк будет очень непросто. "Компания LatRosTrans, которой принадлежит нефтепровод и которую контролирует российская "Tрaнснефть", очень не хочет, чтобы Беларусь разрешила свои проблемы с поставками нефти в обход России", - сказал А. Лембергс.

←Ставка на развивающихся

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика