Пробный аверс. Украина прокачает венесуэльскую нефть из Одесского порта в Мозырь
Беларусь рассчитывает получить около 80 тысяч тонн нефти по новому маршруту. В ноябре для этого планируется задействовать нефтепровод Одесса—Броды. Такой шаг может в дальнейшем способствовать реализации проекта по доставке черного золота из черноморских портов в Западную Европу. Решение о пробной прокачке принял Кабинет министров Украины. Упомянутый нефтепровод, построенный в 2001 году между украинскими городами Одесса и Броды Львовской области, тянется почти на 670 километров и имеет место стыка с крупным нефтепроводом “Дружба”. Если такой проект будет реализован и получит продолжение, то Беларусь получит еще один маршрут доставки венесуэльской нефти, которая с апреля нынешнего года поступает из Латинской Америки на танкерах, а затем по железной дороге доставляется на отечественные нефтеперерабатывающие заводы. Помимо этого, танкеры с нефтью прибывают и в порты Прибалтики. Для пробной прокачки нефтяной поток в трубе придется обратить вспять.
В настоящее время по этому каналу в реверсном, то есть обратном от первоначально запланированного, направлении российская нефть транспортируется на Одесский НПЗ. При этом, по оценке экспертов, мощности задействованы лишь частично: из возможных примерно 14,5 миллиона тонн в год реальная загрузка составляет лишь около 9 миллионов. Если организовать работу нефтепровода в аверсном, то есть прямом направлении, то, по мнению аналитика Сергея Чалого, это может заинтересовать многие страны. Беларусь, возможно, сэкономит на транспортировке венесуэльской нефти, объем поставок которой по сравнению с нынешним уровнем планируется нарастить более чем вдвое. Правда, при этом нужно решить один технический вопрос: по пути из Одессы в Мозырь придется задействовать небольшой участок нефтепровода “Дружба”, по которому российская нефть сейчас поступает в Западную Европу. Украина имеет перспективы за счет более эффективного заполнения трубы зарабатывать на прокачке больше, а также совершенствовать систему снабжения сырьем своего Кременчугского НПЗ. Польша еще раньше заявляла о желании продолжить нефтепровод Одесса—Броды до Гданьского НПЗ.
Такое строительство может занять несколько лет и обойтись в 300—400 миллионов долларов. Если новый участок введут в работу, то появится маршрут для доставки нефти из Азербайджана, Грузии, Турции, Ирана в Западную Европу в обход России.