Газовая идиллия
11.10.2010
—
Новости Экономики
Глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что Россия и Беларусь «работают строго по подписанному пятилетнему контракту». Вопрос пересмотра контракта также «не является предметом переговоров, не затрагивается ни «Газпромом», ни белорусскими коллегами не поднимался». «Есть действующий контракт, который обе стороны выполняют», - сообщил Миллер. Минск своевременно и в полном объеме оплачивает текущие поставки российского газа. Хотя и без явного удовольствия.
Постоянно растущие цены на голубое российское топливо не позволяют поверить в российско-белорусскую газовую идиллию. «Нам повысили пять раз подряд цены на природный газ», - с искренним возмущением напомнил Александр Лукашенко представителям российских региональных СМИ. В этом году среднегодовая цена может составить $185 за 1 тыс. куб. м. В следующем году - уже $210 (по оценке первого вице-премьера Владимира Семашко), а то и все $220, согласно предположению зампреда «Газпрома» Андрея Круглова. И отказаться нельзя, поскольку сегодня у Беларуси нет альтернативы газовым поставкам из России. Но белорусский президент обещал, что альтернатива обязательно появится в будущем.
«Сегодня и мы прямо заявляем, что ведем переговоры о строительстве на Балтике или на Черном море в Украине терминалов для приема сжиженного газа», - сообщил Лукашенко. С помощью этого терминала президент надеется не только снизить среднюю цену газа в будущем, но и решить проблему транзита, объемы которого должны уменьшиться в связи с пуском в эксплуатацию в 2011г. газопровода «Северный поток». «Мы в освободившиеся трубы заведем разжиженный на Балтике газ. 300 млн. долларов стоит завод. И запускаем газ в эти трубы», - удивил президент неожиданной находкой российских журналистов. После чего разжиженный газ потечет по нашим трубам в Европу: «В Польшу, Германию, Чехию и дальше». «И если здесь будет 150 долларов, а «Газпром» за 220 предлагает, ясно, на кого будут работать эти трубы. Хотя бы об этом подумали элементарно», - раскрыл далекие последствия проекта Лукашенко.
Вот как прокололся «Газпром» с «Северным потоком», а заодно и с «Южным». Остается только понять, отчего столь «элементарный» выход из, казалось бы, безальтернативной ситуации не пришел в голову нашим государственным мужам лет эдак на пять раньше, когда те же (отнюдь не лишние) $300 млн. были потрачены на строительство нескольких десятков хоккейных дворцов? Хлеб ведь важнее зрелищ? Тем не менее факты говорят о том, что в стране уже работает почти пять десятков ледовых дворцов, но до сих пор нет собственной инфраструктуры хотя бы для одного реально работающего маршрута по доставке сжиженного газа. И в результате Беларусь вынуждена покупать дорогой природный газ, растрачивая дефицитную валюту и увеличивая внешний госдолг.
Утешает лишь то, что мы не одиноки. Наши северные и южные соседи давно уже покупают российский газ по европейским рыночным ценам. Отчего денег на строительство очень полезных увеселительных заведений спортивного профиля им, видимо, не хватало. Так же как и на сооружение терминалов по приемке сжиженного газа, дарующих частичную независимость от «Газпрома». Очевидно потому, что газ в те времена стоил значительно дешевле и строить портовые терминалы по приемке газа стоимостью от $1 млрд. до $3 млрд. (а не за $300 млн.) было сравнительно невыгодно. К тому же пришлось бы потратиться на аренду специальных судов, доставляющих сжиженный газ.
Впрочем, страны, добывающие природный газ, тоже не спешили вкладывать по $10-15 млрд. в строительство заводов по сжижению газа, который так бы и оставался экзотическим продуктом, если бы мировая конъюнктура не преподнесла сюрприз - спотовые цены на газ стали существенно (на 40%) ниже контрактных.
Однако воспользоваться этим счастьем смогли лишь те богатые европейские страны-потребители, которые своевременно создали необходимую транспортную и портовую инфраструктуру. Поэтому Лукашенко явно поторопился, задав российским журналистам вопрос: «Кому нужен ваш газ там?» Треть Европы, включая все бывшие советские республики, продолжает кормиться с газпромовской руки. К тому же еще не вечер. Кризис рано или поздно отступит, и энергоаппетит мировой экономики восстановится. По мере же повышения мировой конъюнктуры спотовые цены, имеющие большую амплитуду колебаний, выходят на такие максимумы, которые контрактным ценам никогда и не снились. Так же как в период спада в экономике спотовые цены демонстрируют минимальные рыночные значения, привлекая страны-импортеры.
В силу указанных конъюнктурных особенностей страны-импортеры предпочитают строить свои отношения с поставщиками энергетического сырья главным образом на основе долгосрочных контрактов, гарантирующих относительную стабильность цен в условиях экономического подъема. В период экономического спада покупатели готовы отказаться от контрактного газа в пользу поставок по спотовым ценам. Но этому мешает принцип «бери или плати», оговариваемый в долгосрочном контракте. В силу чего как украинские, так и белорусские транзитные газопроводы могут стать только временной альтернативой таким российским газотранспортным проектам, как «Южный» или «Северный поток». Причем объемы их заполнения даже в период общемирового экономического спада вряд ли гарантируют их эффективную эксплуатацию. Видимо, поэтому «Газпром» пока никак не реагирует на подобный альтернативный белорусско-украинский проект.