Всего все больше
Среди других потребительных стоимостей они занимают такое же место, как документы строгой отчетности среди простых бумаг.
Недаром в продолжение всей советской истории "жидкая валюта" была самой твердой, а по причине фактического запрета населению иметь на руках драгметаллы и камни иногда стоила дороже золота. Разумеется, пили в первой социалистической стране мира достаточно много. Поэтому водки алчущим иногда не хватало, не говоря уже о пиве, которое порой вовсе исчезало из продажи наподобие разменных медных монет, как это случилось на самом излете великого социально-политического и экономического эксперимента.
Теперь алкоголя всех видов стало много и с каждым годом становится все больше. Успехи государства, сохранившего и упрочившего свою монополию, столь велики, что можно - правда, с некоторой долей условности - говорить о полном искоренении самогоноварения. От этого некогда процветавшего сегмента теневой экономики осталась маленькая ниша, где реализуются порочные наклонности неисправимо асоциальных элементов - любителей разного рода спиртосодержащих суррогатов промышленного изготовления. Слил две жидкости в один флакон, энергично встряхнул - и готово.
Но это единичные случаи, которые статистику не интересуют и ею не учитываются.
В общем, хоть в магазинах, хоть в общепите, хоть в ресторанах, хоть в забегаловках торгуют подакцизным товаром, поэтому статистика здесь должна быть безупречной.
И нет ничего удивительного в том, что статистическая динамика производства и реализации алкоголя в розничной сети практически совпадает со статистикой роста ВВП. Темп роста валового внутреннего продукта составляет 106,1%, темп роста реализации спиртного - 105%. Если сравнивать с внешней торговлей, где непопадание в прогноз по внешнеторговому сальдо измеряется десятками процентов, то можно сказать, что все производимое выпивается для удовольствия организмов и пополнения казны с завидным постоянством.
И вещи при этом происходят странные, заставляющие вспоминать героев "Треста, который лопнул" О'Генри: дело не в том, какие дороги мы выбираем, а в том, что внутри нас заставляет выбирать дороги.
В последние два года, мотивируя это необходимостью борьбы с опасным распространением пивного алкоголизма среди женщин и детей, власти сначала резко ограничили торговлю пивом в уличных киосках, а после ввели строгие ограничения на его распитие во всех традиционных, но неприспособленных для этого местах.
В результате производство пива увеличилось против прошлогоднего на 14,6% (в 2009 году произвели только 91,4% от уровня 2008 г.), а розничная реализация подскочила на 23,5% (без малого на четверть!). При этом несколько сократилась в общем объеме реализации алкоголя доля водки и жестких алкогольных суррогатов, которые в статистике проходят по статье учета "вина плодовые, включая напитки".
Исходя из сказанного, а также опираясь на официальные заявления о том, что производство ВВП в нашей стране за последние годы более чем удвоилось, следует, как это и надлежит в серьезном анализе, с гордостью отметить, что примерно во столько же возросли производство и потребление спиртного.
Вообще наш ВВП произрастает как бы равнонапряженно, равномерно расширяясь от некоторой воображаемой точки с характерными для нее низкими температурами, затруднявшими производственный процесс, как это сложилось к началу 1994 года. Возможно, такое интенсивное наращивание алкогольной отрасли было необходимо для размораживания ситуации. Но, видимо, кто-то, однажды открутив кран на полную, сорвал резьбу.
Говорят, шило в мешке не утаишь. При наличии государственной монополии на производство и торговлю спиртными напитками наше государство всегда стеснялось того, что народ, мягко говоря, не всегда соблюдает меру в питии. Поэтому и данные о производстве и реализации спиртного были закрытыми. Иногда, в периоды обострения борьбы за трезвость, вино и водку исключали в статистике из числа пищевых продуктов и товаров народного потребления.
Все это затрудняет поиск сопоставимых данных. Правда, удалось выяснить, что в 1984 году, показатели которого были взяты за основу в расчетах программы по искоренению пьянства и алкоголизма, в розничной торговле было продано 7,5 млн. дал водки и ликеро-водочных изделий. За 8 месяцев текущего года при уменьшившемся на несколько сотен тысяч народонаселении продано почти 8,5 млн. дал.
В общем, все понимают, что деньги и не пахнут, и хорошо отмываются, и полученные от эксплуатации пороков могут использоваться на поощрение добродетелей.
Могут, но не факт, что используются.
Что касается розничной торговли в целом, то ее статистика не носит такого безусловного характера, поскольку показатели рыночной торговли (включая неформальные рынки) оцениваются в ходе выборочных наблюдений, данные о которых, что называется, к делу не подошьешь.
Поэтому в официальные показатели остается только верить и искать объяснения разного рода удивительным фактам. Почему, например, при общем существенном росте объемов продаж непродовольственного ширпотреба больше всего (на 26,3 и 27,3%) увеличилась реализация обуви и синтетических моющих средств. Или почему при отмечаемой социологами тенденции к самоограничению населением табакокурения реализация табачных изделий увеличилась в физическом измерении на 11,4%.
Вызывают вопросы и другие официальные показатели, которые мы приводим.
Розничный товарооборот, включая общественное питание, через все каналы реализации в январе - августе 2010 г. составил 43,3 трлн. BYR, что в сопоставимых ценах на 15,7% больше, чем в январе - августе 2009 г. Прогнозные параметры по темпам роста розничного товарооборота по итогам января - августа 2010 г. выполняются всеми областями и г. Минском.
Розничный товарооборот торговли составил 41,3 трлн. BYR, или 116% к уровню января - августа 2009 г., организаций общественного питания - 2 трлн. BYR, или 109,7%.
Розничный товарооборот торговых организаций, включая общественное питание, составил 31,9 трлн. BYR и увеличился по сравнению с январем - августом 2009 г. в сопоставимых ценах на 16,7%.
Доля продажи товаров отечественного производства магазинами в объеме их розничного товарооборота в январе - августе 2010 г. составила 77,5%, в том числе продовольственных товаров - 85,3%, непродовольственных - 66,6%.