Введет ли Россия временный мораторий на нефтяные пошлины для Беларуси

Источник материала:  
11.10.2010 13:42 — Новости Экономики

Введет ли Россия временный мораторий на нефтяные пошлины для Беларуси

Экономический суд (ЭС) СНГ рекомендовал России временно отменить нефтяные пошлины для Беларуси. Мораторий предлагается ввести на период трехмесячных согласительных процедур – до окончания выборов президента Беларуси.

Как пишет Коммерсант, в пятницу коллегия ЭС СНГ в Минске удовлетворила ходатайство Беларуси, в котором Минск просил о введении моратория на взимание РФ экспортной пошлины на поставляемые из России нефтепродукты. Своим определением суд "рекомендовал" России рассмотреть вопрос о временной отмене пошлин на период согласительных процедур по урегулированию спора и удовлетворил ходатайство России, запросившей три месяца на выработку таких процедур.

Экспортные пошлины на поставляемые в Беларусь нефтепродукты приносят в бюджет РФ около 300 миллионов долларов в год. Порядок их взимания в любом случае планировалось уточнить в ходе обсуждения соглашений Таможенного союза (ТС) о запуске механизмов работы единого экономического пространства (ЕЭП). Подписать соглашения планировалось до конца 2010 года, запуск ЕЭП запланирован на 2012 год. Однако, как предупредил заместитель главы Минюста РФ Василий Лихачев, если спор не будет урегулирован до конца года и соглашение о ЕЭП не будет подписано, пошлины сохранятся. Таким образом, суд оставил за собой право вмешаться в ситуацию, но лишь в том случае, если Москве и Минску не удастся самостоятельно решить проблему до конца 2010 года.

Оспаривая пошлины, Минск ссылается на межправительственное соглашение о свободной торговле от 13 ноября 1992 года и протокол о введении режима свободной торговли между двумя странами от 6 января 1995 года. Соглашением установлено, что стороны не применяют во взаимной торговле таможенные пошлины, "имеющие эквивалентное действие". РФ трактует договоренности иначе: пошлина на поставляемую в Беларусь нефть действительно не взималась, но при экспорте с территории Беларуси выработанных из нее нефтепродуктов с него взималась пошлина, которая распределялась между Москвой и Минском пропорционально (85 процентов должны были направляться в российский бюджет). В 1996 году пошлины были отменены, после их возвращения в 1999 году о разделе не вспоминали до 2006 года, когда Москва потребовала от Минска возврата 85-процентной пошлины на нефтепродукты. Это привело к дипломатическому кризису и остановке нефтепровода "Дружба" в январе 2007 года.

Итогом кризиса стал компромисс, предусматривающий поэтапное доведение доли РФ в экспортной пошлине на нефтепродукты до прописанных в соглашении 85 процентов (70% — в 2007 году, 80% — в 2008-м, 85% — в 2009-м). Из-за технических проблем при расчетах между казначействами долю РФ было решено брать на границе с Белоруссией в виде спецпошлины на экспорт нефти, правительство же Беларуси возвращало своим нефтепереработчикам часть экспортной пошлины Беларуси на нефтепродукты, компенсируя им рост закупочных цен. Осенью 2009 года минфины двух стран начали переговоры о пролонгации соглашения, однако в ноябре 2009 года в процесс вмешалось Минэнерго РФ, потребовав введения 100-процентной ставки экспортной пошлины на поставляемую в Беларусь нефть.

В начале января 2010 года вице-премьерами РФ и Беларуси Игорем Сечиным и Владимиром Семашко было подписано новое соглашение, предусматривающее беспошлинную поставку в Белоруссию 6,3 миллиона тонн нефти, которые должны были покрыть собственные потребности республики. Оставшиеся поставки — 15 миллионов тонн — облагались 100-процентной экспортной пошлиной, что поставило работу белорусских НПЗ на грань рентабельности. Но экспортные пошлины на российские нефтепродукты, поставляемые в Беларусь, в "соглашении Сечина—Семашко" не упоминались. Не упоминались нефтепродукты и в протоколе о временных изъятиях из режима единой таможенной территории ТС от 5 июля 2010 года. Для РФ это означало, что пошлины взимаются на общих основаниях, для Белоруссии — что они обнуляются. Наконец, распоряжение Федеральной таможенной службы России о взимании 100-процентных экспортных пошлин на 3,6 миллиона тонн нефтепродуктов, ежегодно поставляемых РФ в Беларусь для переработки, стало неожиданностью для Минска. Москва соглашалась обсуждать отмену этих пошлин только при создании ЕЭП. Не добившись отмены экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты хотя бы с 2011 года, Беларусь в марте 2010 года и обратилась с иском в ЭС СНГ.

Как пояснили "Ъ" в пятницу в ЭС СНГ, в отличие от решения суда по существу, определение коллегии является внутренним документом. В суде отказались уточнить, насколько Россия обязана прислушиваться к подобным "рекомендациям", сроки завершения которых, отметим, заканчиваются уже после президентских выборов в Беларуси, 19 декабря.
Решение суда вряд ли можно считать пророссийским. Оно лишь усилило позиции Беларуси и предоставило ей возможность апеллировать в январе 2011 года к неисполненной "рекомендации" суда.

←Светодиоды Flower Power способствуют здоровому росту растений

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика