"Санта Барбара": через "Нафтан" в музей

Источник материала:  
06.10.2010 14:55 — Новости Экономики
"Санта Барбара": через "Нафтан" в музейНовополоцкий нефтеперерабатывающий завод "Нафтан", введенный в эксплуатацию в 1963 году, сегодня переживает очередную фазу модернизации, которая потребует еще 1 млрд долларов инвестиций. Вместе с тем "Нафтану" сегодня приходится сталкиваться с разными вызовами и как градообразующему предприятию, и как так называемой голубой фишке страны, которая не прочь найти стратегического инвестора, способного обеспечить не только экономическую часть, но и социальную сферу.

Знакомство с "Нафтаном" экспедиционной команды "100 дорог" началось с экскурсии по предприятию, которую провел заместитель главного инженера по стандартизации, сертификации и качеству Вячеслав Зубович, имеющий, к слову, за плечами 40-летний стаж работы на предприятии. Он рассказал об истории "Нафтана", технологии получения нефтепродуктов (на примитивном уровне уместна аналогия с получением самогона:)), жизни обычных сотрудников и грядущей модернизации завода.

"Нафтан" специализируется на выпуске топливно-масляной продукции, производит более 70 наименований, в том числе масла, бензины, дизельное топливо. Завод обеспечивает нефтепродуктами внутренний рынок Беларуси, и еще около 70% продукции экспортируется в страны СНГ, Евросоюза и Ближнего Востока. Доля экспорта товаров в выручке от реализации продукции составляет 78%. За семь месяцев текущего года экспорт составил 990 млн долларов.

"Санта Барбара": через "Нафтан" в музей

"Санта Барбара": через "Нафтан" в музей

"Санта Барбара": через "Нафтан" в музей

Стоит отметить, что Новополоцкий НПЗ в отличие от Мозырского собрата больше ориентирован на выпуск дизельного топливо самых высоких стандартов Евро-4 и Евро-5. Ориентир на бензин аналогичных классов значится в ближайшей перспективе. 

Еще одной фишкой Новополоцкого НПЗ может стать выпуск топлива для реактивных двигателей Jet А-1. Его разработка производила сь в партнерстве с мировым гигантом Shell. Сегодня реактивное топливо охотно и по высоким ценам покупают аэропорты Польши, Прибалтики и Средней Азии.

Дорогая нефть осложнила работу

Сейчас многих волнует, как предприятие пережило введение Россией таможенных пошлин на сырье и стало работать в новых условиях хозяйствования.

Как известно, с 1 января 2010 года условия для белорусских НПЗ существенно изменились. Раньше, напомним, "Нафтан" перерабатывал до 10,7 млн тонн нефти в год. Это позволяло в полной мере удовлетворить потребность региона в нефтепродуктах, обеспечить сырьем нефтехимический комплекс республики и поддерживать значительный объем экспорта. После введения полной экспортной пошлины на объем российской нефти, превышающий 6,3 млн тонн (это объем для обоих заводов, и для "Нафтана", и для Мозырского НПЗ), было принято решение о переводе ОАО "Нафтан" на оптимальный технологический режим работы — 7,8 млн тонн в год. Стоимость нефти, которую докупают в РФ для загрузки мощностей, увеличилась практически вдвое (с 280 до 590 долларов за тонну).

"Санта Барбара": через "Нафтан" в музей

"Санта Барбара": через "Нафтан" в музей

"Санта Барбара": через "Нафтан" в музей

В итоге уже в начале года "Нафтан" оказался в сложной экономической ситуации: снизалась загрузка мощностей и упали объемы выручки. Однако в результате принятия ряда мер новополоцкому заводу удалось выйти на рентабельность 3-4%.

"Нафтан" был вынужден осваивать альтернативные российским виды углеводородного сырья. В Новополоцке занялись переработкой казахстанского прямогонного мазута и печного топлива в дизель стандарта Евро-5. Кроме того, стали перерабатывать нефть из Венесуэлы.

Венесуэльская нефть

Первая партия латиноамериканской нефти сорта "Санта Барбара" прибыла на "Нафтан" из эстонского порта Мууга. В августе было переработано порядка 160 тыс. тонн венесуэльского сырья. Планируется, что с октября и до конца текущего года объем переработки латиноамериканского "черного золота" возрастет до 240 тыс. тонн ежемесячно.

"Санта Барбара" содержит примерно в полтора раза больше светлых углеводородов, чем российская Urаls, хвалят венесуэльскую нефть на белорусском НПЗ. Однако довести до 100 процентов загрузку только за счет "Санта Барбары" нельзя. "Нафтан" ориентирован на определенный сорт сырья, в данном случае российской Urаls. Поэтому облегченную "Санта Барбару" перерабатывают только в смеси с традиционным Urаls в соотношении примерно 1 к 3. То есть теоретически получается, что в следующем году "Нафтан" может переработать максимум 2,5 млн тонн венесуэльской нефти (а в перспективе Беларусь планирует увеличить импорт нефти из Венесуэлы до 10 млн тонн в год). Впрочем, утверждает заместитель генерального директора ОАО "Нафтан" по идеологической работе, кадрам и социальному развитию Николай Колбасенко, такой расклад вырисовывается лишь на данный момент. Если понадобится, то НПЗ сможет пересмотреть, какие объемы может переработать.

На Новополоцком НПЗ не знают (или не хотят называть?) и стоимость тонны "Санта Барбары". Там указывают на то, что венесуэльскую нефть поставляет "Белорусская нефтяная компания", выступающая в качестве "давальца" сырья.

"Санта Барбара": через "Нафтан" в музей

Корреспондентам проекта "100 дорог" довелось увидеть образец венесуэльской нефти в Музее истории и культуры города Новополоцка. Триста граммов "Санта Барбары" в стеклянной колбе разместили в промышленном зале музея, в витрине рядом с галереей директоров "Нафтана" и предметным рядом его продукции. Младший научный сотрудник музея Ирина Скиженок говорит, что интерес к данному экспонату есть не только со стороны взрослых делегаций, но и школьников. Экскурсантам любопытно, как выглядит "Санта Барбара", какого она цвета и плотности, можно ли ее различить по запаху. Справедливости ради стоит сказать, что образцу венесуэльской нефти еще предстоит стать легендарным музейным экспонатом. Как это произошло с самой первой нефть, которая в 1962 году поступила на "Нафтан". Родом она, кстати, из Башкортостана. А в городском музее после реконструкции ей отвели престижное место в холле, таким образом символизируя начало летописания Новополоцка.

Модернизация

Сейчас глубина переработки нефти на "Нафтане" составляет порядка 72%, в советское время было около 56%. Как подсчитали заводчане, в модернизацию производства за истекшее десятилетие было вложено около 1 миллиарда долларов. Однако в Европе глубина переработки нефти — под 90%, поэтому "Нафтан" планирует к 2015 году выйти на уровень 92%. Поэтому сегодня много времени и ресурсов отводится на реализацию проектов по реконструкции и модернизации производств.

Сейчас на территории самого завода, которая напоминает мини-город с проезжей территорией и производственными кварталами, довольно много строительных "лесов". И это не мудрено. Ведь планируется реализовать около двух десятков крупных инвестиционных проектов. Объем финансирования реализации программ развития "Нафтана" может составить около 4,1 трлн рублей, из них кредиты банков (в том числе иностранные) – 2,7 трлн рублей.

"Санта Барбара": через "Нафтан" в музей

"Санта Барбара": через "Нафтан" в музей

"Санта Барбара": через "Нафтан" в музей

Нынче в самом разгаре реконструкция установки первичной переработки нефти АТ-8, возводится установка низкотемпературной изомеризации "Пенекс" и вакуумный блок установки "Висбрэкинг". Начаты работы по реализации проекта строительства установки замедленного коксования. Эти и другие нововведения позволят увеличить мощности по первичной переработке нефти до 12 млн тонн в год, при этом снизить выход топочного мазута до 6-8%. Также на предприятии существенно снизится энергопотребление. Как уверяют специалисты, по завершении реализации намеченных проектов "Нафтан" выйдет на уровень лучших современных предприятий с глубиной переработки не менее 92%.

Еще один крупный проект - расширение базы хранения нефти. Дополнительно устанавливаются резервуары на 20 и 30 тыс. кубометров каждый. Это позволит создать стратегический запас сырья. Ведь в начале года, в разгар конфликта с Россией, был момент, когда старые запасы практически иссякли, а завод оказался на грани остановки (а загрузка по-новому грозит влететь в копеечку!). Гендиректор "Нафтана" созвал экстренное совещание, где приказал готовиться к возможному форс-мажору, поэтому ключевые сотрудники завода не имели возможности далеко уезжать за пределы города.

"Социалка"

По словам экспертов, хорошим подспорьем для "Нафтана" в вопросе модернизации производства может стать приход стратегического инвестора. Известно также, что российские гиганты "Роснефть" и "Лукойл" проявляли интерес к новополоцкому заводу. Около года назад президент Лукашенко даже озвучил цену, по которой готовы продать "Нафтан" - 3 млрд долларов. Однако, говорят новополоцкие старожилы, большая социальная инфраструктура является камнем преткновения в переговорах с приходом стратегического инвестора на завод. На "Нафтане" рассказывают, что российский нефтяной гигант "Лукойл" очень долго присматривался к Новополоцкому НПЗ. С одной стороны, говорят старожилы предприятия, для "Нафтана" хорошо, что может прийти стабильный поставщик сырья в лице российской добывающей компании. Однако россияне хотят урезать заводскую "социалку". А это может негативно сказаться на жизни нефтеграда. Тому подтверждение - российский опыт. "С Новополоцком случится то же, что с Ярославлем. Будем ходить по колено в грязи", - предполагают старожилы предприятия. Они же ожидали большего и от совместного с "Лукойлом" предприятия, которое ориентируется на производство присадок к смазочным маслам и тяжелым топливам.

Николай Колбасенко гордится тем, что "несмотря на все трудности, мы сохранили всю "социалку". А социальная сфера на предприятии весьма значительна: две поликлиники, санаторий, Дворец культуры, восемь детских садов, общежития, лагеря, базы отдыха, несколько спортивных комплексов, теннисные корты, бассейн. Кроме того, за "Нафтаном" числится довольное крупное хозяйство: 218 гектаров сельхозугодий, свиноводческий комплекс на 2000 голов…

Средняя зарплата на заводе составляет немногим более 2 млн рублей. Однако заводчане утверждают, что это не такие уж большие деньги, как некоторые думают, посещая завод. Они рассказывали случай, как женщины обсуждали работу операторов, которая, по их словам, "таких денег не стоит". Однако не следует забывать про повышенный стресс и вредность работы. Как следствие смертность превышает рождаемость, а сам Новополоцк, согласно данным переписи населения за 2009 год, покинул перечень белорусских городов-стотысячников.

КСТАТИ

Горожане активно обсуждают возможный приезд в Новополоцк лидеров Беларуси и Венесуэлы. Народная молва может оказаться правдой. Ведь уже известно, что в Москву Уго Чавес, скорее всего, прибудет 11 октября. Затем, по логике, его путь будет лежать в Беларусь.

* * * 

Каждый интернет-пользователь сможет не просто читать и смотреть наши репортажи, но и дополнить наш интерактивный атлас любой полезной информацией - от текстовых сообщений об интересных местах и людях нашей Родины до фотографий и видеороликов. Тексты, фото и видео, а также контактную информацию для организации встреч с журналистами вы можете присылать на адрес проекта 100dorog@tutby.com. Для контактов с командой проекта доступен номер ICQ 470659469 либо Skype smotritutby.

* * * 

Читайте по теме "100 дорог":

"100 дорог": Первый интерактивный мультимедийный атлас Беларуси

"100 дорог": Период полураспада – 20 лет

"100 дорог": Почему в кабинете директора "ЮНИМИЛК Пружаны" висят портреты трех президентов?

"100 дорог": Нефильтрованная история

"100 дорог": Ведьма и Летучий Голландец

Генеральный партнер проекта


"Санта Барбара": через "Нафтан" в музей 3G life:) - Ощутите самую высокую скорость мобильного Интернета в Беларуси вместе с 3G life:)! Вы можете в режиме онлайн смотреть видео, слушать интернет-радио в высоком качестве, загружать ваши любимые mp3-композиции, видеоклипы и фильмы с самым быстрым мобильным доступом к сети Интернет в Беларуси. Подробности на сайте www.life.com.by.

Технический партнер проекта

"Санта Барбара": через "Нафтан" в музей
 
СП ЗАО "ЮНИСОН" - единственный производитель легковых и специальных автомобилей в Беларуси. Компания производит маршрутные такси и медицинскую технику на базе автомобилей "Газель", "Рено", "Форд" и других. Подробности на сайте www.unison.by.
 
"Санта Барбара": через "Нафтан" в музей Легковой автомобиль Samand, который выпускается СП ЗАО "ЮНИСОН", отличается экономичностью, надежностью, легким и комфортным управлением. В своем классе Samand - это сбалансированное решение с точки зрения безопасности, комфорта и стоимости. Подробности на сайте www.samand.by.



←Беларусь и Словения ведут работу над созданием бизнес-клуба

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика