Мелкий бизнес тоже «озаботили» предвыборными зарплатами
Ублажив население ростом зарплат, правительство поставило в тупик частный бизнес, работающий в регионах. Чиновники начали требовать с предпринимателей поднять нижнюю планку по зарплате до 250 долларов.
По словам сопредседателя Республиканской конфедерации предпринимательства Виктора Маргелова, ряд частников уже заявили о намерениях закрыть бизнес в связи с невозможностью платить такие зарплаты.
«В регионах бизнес очень болезненно воспринял эти требования. В ряде малых населенных пунктов проблематично заплатить даже 600 тысяч. Сложившаяся зарплата там может быть и ниже 450 тысяч, причем не только в частных, но и на государственных предприятиях. Тем не менее, со стороны властей идет сильное давление, чтобы минимальная планка составляла 250 долларов», — отметил Маргелов.
Такое требование выглядит несколько странным. Еще в августе, на встрече с руководящим составом профсоюзного актива Беларуси, премьер-министр Сергей Сидорский озвучил требования правительства относительно зарплат: во-первых, не ниже 200 долларов, во-вторых, в бюджетной сфере.
Видимо, чиновники решили на всякий случай взять в оборот и бизнес, а заодно и повысить планку до 250 долларов. Как полагает Маргелов, «повысить, так сказать, с запасом, чтобы не возвращаться к этому вопросу».
В ответ бизнес-сообщество решило еще раз обратить внимание правительства на необходимость снизить налоговую нагрузку на фонд заработной платы с 34% до 15-17%. «Надо решать вопрос с отчислениями в Фонд социальной защиты населения и создать хотя бы для самого мелкого бизнеса какие-то стимулы в этом отношении», — отмечает Маргелов.
Предложения по зарплате, а также по ценообразованию, продаже бизнесу арендуемых помещений по остаточной стоимости бизнес-сообщество направит в Министерство экономики для рассмотрения и возможного включения в проект директивы № 4 о либерализации экономической деятельности.
Хотя Маргелов высказывает опасения по поводу эффективности самой директивы: «Решения, заложенные в директиве, начнут реализовываться уже после выборов. И не исключено, что многие намерения, озвученные в директиве, так намерениями и останутся. С министерствами пока текст документа не согласовывался, и я боюсь, что половину того, что есть в директиве, попросту уберут. И директива станет всего лишь декларацией о намерениях».
Чем на самом деле окажутся предвыборные обещания властей — агитационной приманкой или реальными намерениями, частный бизнес узнает только после выборов. Между тем министр экономики Николай Снопков сделал очередной реверанс в сторону бизнеса.
Представляя в правительстве доработанный проект Программы социально-экономического развития страны на 2011-2015 годы, он подчеркнул, что в ближайшей пятилетке правительство намерено придать экономической модели развития страны большую устойчивость за счет развития предпринимательства. Снопков при этом особо подчеркнул, что речь, в частности, идет о снижении административных барьеров и уменьшении числа проверок.
По словам Маргелова, во многих министерствах чиновники, наконец, созрели для того, чтобы понять значимость бизнеса для экономики. «Даже Минторг в последнее время демонстрирует понимание того, что ситуацию нужно менять. И в ближайшее время будут приняты, на мой взгляд, революционные решения, значительно улучшающие условия работы сектора общественного питания».
Но за долгие годы сосуществования с бизнесом государство понастраивало столько ограничивающих барьеров, что одним махом убрать хотя бы половину из них нереально.
Хотя Александр Лукашенко на съезде Федерации профсоюзов Беларуси в середине сентября пообещал предоставить белорусским предпринимателям полную свободу в распоряжении собственными средствами. Но, как показывает опрос предпринимателей, ранее проведенный экспертами Исследовательского центра ИПМ, 64% малого бизнеса не верят обещаниям вертикали.
И тому есть все основания. Например, после обещанного уменьшения арендных ставок 48,9% респондентов отметили, что они выросли, 34,4% — что остались на старом уровне и только 7,8% МСП отметили их снижение.
Ситуация с контрольными проверками также вернулась на прежний уровень.
«Сейчас контролирующие органы под видом мониторинга могут появляться на любом предприятии для изучения любого вопроса, причем, без включения этих рейдов в план контрольных проверок. И в регионах уже наблюдается лавинообразное течение проверок со всеми вытекающими для бизнеса последствиями. Система контрольной деятельности сломана. Идут проверки, причем, довольно странные. Хотя, чего тут странного», — отмечает Маргелов.
По словам эксперта, многие предприниматели не чувствуют к себе даже минимального уважения со стороны чиновников. «Самое обидное, как они говорят, это ощущение, что тебя все равно кинут. Они соглашаются, что наверху иногда принимаются хорошие решения. Но предпринимателям-то приходится иметь дело с мелкими чиновниками, которые просто высасывают у них последнюю кровь».
Андрей КОЖЕМЯКИН