Легкий груз с тяжелым контргрузом
27.09.2010
—
Новости Экономики
Прогрессивное развитие белорусской строительной отрасли, ударные темпы возведения микрорайонов жилой застройки, гипермаркетов, зданий промышленного и культурного назначения, требуют значительных затрат (средства, трудовые ресурсы, техника, сырье). Сегодня особенно остро стоит проблема состояния парка башенных кранов. Сложившуюся ситуацию нельзя оценить однозначно. С одной стороны – значительный процент техники, устаревшей морально и физически, в результате работающие краны ценятся «на вес золота». Обратная сторона медали – безопасность людей, которые трудятся на стройплощадках.
Полное обновление парка строительной техники намечалось завершить к 2000 году, но на сегодняшний день износ парка башенных кранов в целом по республике составляет более 80 процентов. Первый импортный башенный кран был завезен на территорию нашей страны в 2002 году. Частично потребности республики с возведением высотных зданий удовлетворял своей продукцией Могилевский краностроительный завод, работники которого собирали краны по российским моделям.
Согласно подготовленной Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь «Государственной комплексной программе развития материально-технической базы строительных организаций на 2006-2010 гг.» предусмотрена полная замена 732 из 1211 башенных кранов. Поскольку по прогнозам импорт машин для строительной отрасли не может считаться единственным выходом из создавшейся ситуации, то Минстройархитектуры предложило ряду промышленных предприятий рассмотреть возможность изготовления башенных кранов, а также запасных частей для кранов, находящихся в эксплуатации. Изучив документацию, специалистами завода «Строммашина» было заявлено, что при наличии уникального высокотехнологичного оборудования, квалифицированных кадров, большого опыта производства машин и механизмов предприятие в состоянии выпускать новые модели башенных кранов. В кратчайшие сроки была осуществлена технологическая подготовка производства, получены лицензии на право проектирования и Разрешение №11-057-2006 Проматомнадзора МЧС Республики Беларусь на право изготовления крана башенного КБМ-401П, предназначенного для механизации подъемно-транспортных работ при возведении жилых, гражданских и промышленных зданий и сооружений различной этажности с элементами строительных конструкций массой до 10 тонн.
Интенсивное строительство требует новых средств механизации. Появились на строительных площадках республики импортные телескопические краны большой грузоподъемности для монтажных работ: АС 500-1 DEMAG грузоподъемностью 500 т; GMK6300 GROVE грузоподъемностью 300 т; LTM 1160 грузоподъемностью 160 т; LTM 1120 грузоподъемностью 120 т; LTM 1100 грузоподъемностью 100 т; LTM 1090 грузоподъемностью 90 т. Парк грузоподъемных кранов пополняется и за счет закупки мобильных телескопических кранов меньшей грузоподъемности. Данная техника дорогостояща сама по себе и имеет очень высокую арендную стоимость машино-смены, которая часто превышает в 10 раз стоимость машино-смены крана той же грузоподъемности, только из старого кранового парка.
Если в 2007-2008 гг. Беларусь покупала новые машины: импортные, российские, отечественные, то сегодня Литва, Латвия, Эстония Польша и другие страны-соседи охотно сбывают нам свою старую технику, приобретенную в 1990-1995 гг., по цене обычного металлолома. Конечно, все происходит с соблюдением законодательных актов и технических стандартов: поступившие агрегаты обследуются, дается официальный допуск на эксплуатацию. Но эти меры старую технику не «омолодят». Двадцатилетняя машина все равно будет «сыпаться» и ставить под угрозу жизнь и безопасность людей на объекте.
С целью обеспечения безопасности работы кранов Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПУБЭГК) Госпромнадзора МЧС Республики Беларусь предусматривается установку кранов для выполнения строительно-монтажных работ производить в соответствии с проектом производства работ (п. 204), а выполнение строительно-монтажных работ производись по проекту производства работ кранами (п. 413). Именно проект производства работ кранами учитывает конкретную ситуацию на строительной площадке и предусматривает:
– соответствие устанавливаемых кранов условиям строительно-монтажных работ по грузоподъемности, высоте подъема и вылету (грузовая характеристика крана);
– обеспечение безопасных расстояний от сетей и воздушных линий электропередачи, мест движения городского транспорта и пешеходов, а также безопасных расстояний приближения кранов к строениям и местам складирования строительных деталей и материалов;
- условия установки и работы кранов вблизи откосов котлованов;
- условия безопасной работы нескольких кранов на одном пути и на параллельных путях;
- перечень применяемых грузозахватных приспособлений и графическое изображение (схема) строповки грузов;
- места и габариты складирования грузов, подъездные пути;
- мероприятия по безопасному производству работ с учетом конкретных условий на участке, где установлен кран, а также другие меры безопасности, предусмотренные техническими нормативными правовыми актами Республики Беларусь (ТНПА).
Арендная плата за краны-«пенсионеры» сравнительно невысока, и берут такие машины в основном частные компании, чтобы «построить несколько домов и потом выбросить». При этом производственные мощности подобных организаций не всегда способны обеспечить необходимый уровень обслуживания техники, что в свою очередь может отрицательно сказаться и на ее качестве. Данная тенденция привела к тому, что в 2009-2010 гг. продажи новой техники существенно упали, а прогнозировать направление движения рынка башенных кранов стало сложно.
Немаловажен и тот факт, что на период изготовления устаревших моделей еще не действовали обязательные сегодня параметры безопасности, следовательно, они просто изначально не закладывались в комплектацию крана. Для примера, на моделях старше пятнадцати лет не установлены регистраторы параметров, нет ограничения рабочей зоны, пультов для испытаний, и самое главное – не предусмотрен паспорт установленного образца. Вместо него оформляется новый документ без указания истории работы, обслуживания и проведения ремонтов за весь срок службы крана. То есть фактически происходит документальный подлог и нарушение требований техники безопасно по эксплуатации башенных кранов. Бывали и «смешные» ситуации, когда на территорию Республики Беларусь ввозили башенные краны под маркой производителя, который не существует с 90-х годов. Например, привозят давно списанный кран, оформляют его как временный ввоз, практически не отчисляя таможенных пошлин, и, пользуясь ситуацией, получают существенную прибыль, с видимым сохранением законности своих действий.
К сожалению, отечественный производитель не в состоянии «закрыть» потребности в технике высотного строительства. Это связано еще и с тем, что в Могилеве выпускают только один тип крана, который на сегодняшний день не вполне актуален: высокие затраты по транспортировке, трудоемкость в монтаже, да и не на всех объектах его можно применять. Зарубежные поставщики готовы почти за символическую плату удовлетворить любые запросы заказчиков, только предлагаемая ими техника давно «отжила свой век». Но и такой вариант поставщики предусмотрели, предлагая оперативную доставку запчастей на все виды поломок.
Для сравнения: в 2008 году в Беларусь было поставлено 90 новых кранов, а за 2009-й и первое полугодие этого года данная цифра уменьшилась на 55%, потребность же строительной отрасли в обновлении рынка башенных кранов составляет порядка 500 единиц. В данной ситуации легко ссылаться и на экономическое положение, и на интенсивную программу строительства, но проблема обновления парка год от года будет становиться все более актуальной.
Решение кранового вопроса может быть аналогично автомобильному: на уровне высших инстанций были утверждены разные таможенные пошлины на автомобили возрастом до трех лет, и другие – на машины, перешагнувшие пятилетней рубеж. Пригонять старую машину стало просто невыгодно. Далее, сегодня созданы специальные условия для приобретения новой дорогостоящей техники: банки готовы предоставлять выгодные программы кредитования, поскольку новое оборудование ликвидное, да и сами производители готовы идти на уступки по рассрочкам платежа, не поднимая при этом заводские цены.
Безусловно, новая техника более практична в использовании, безопасна, а также повышает имидж государства.
Анастасия ПОЛОЙКО