Слишком много России. Белоруссия заинтересована в европейских инвестициях
Белоруссия будет продавать предприятия, но с учетом идеи диверсификации источников инвестиций. В частности, российского капитала в банковском секторе страны уже слишком много, заявил глава Национального банка Белоруссии Петр Прокопович.
Речь о доле российских инвестиций зашла в связи с обсуждением перспектив приватизации ОАО «Белинвестбанк». Как сообщалось ранее, решение о его продаже планировалось принять в первом полугодии нынешнего года. «Мы четко понимаем, что банк с текущим нормативным капиталом существовать не может. И в этом году мы будем серьезно работать над его увеличением. Это произойдет либо за счет стратегического инвестора, либо мы будем просить государство и других акционеров увеличить нормативный капитал», – признавался весной председатель правления банка Александр Рутковский. Тем не менее вчера Петр Прокопович заявил, что банк, возможно, не продадут в этом году. «Пока мы ведем переговоры», – пояснил он.
Эксперты полагают, что одной из проблем, возникших на пути приватизации банка, может быть намерение продать его стратегическому инвестору из ЕС, «который входит в двадцатку крупнейших банков мира». «Инвестор должен будет вложить в развитие Белинвестбанка миллиарды евро», – рассчитывают в Национальном банке Белоруссии. В то же время европейские инвесторы побаиваются делать столь крупные вложения в белорусскую экономику. Особенно их пугает такое специфическое явление, как директивное кредитование. Правительство пообещало Международному валютному фонду, что создаст специальное финансовое агентство, которое «заберет» финансирование всех государственных программ и соответственно связанные с этим риски. Указ о его создании должен был быть подписан еще в августе. В Минске понимают, что такие шаги существенно повысили бы инвестиционную привлекательность банковской системы страны для европейских инвесторов, но не могут отказаться от привычных схем работы.
В то же время, взяв курс на диверсификацию поставок и продаж, правительство Белоруссии, судя по всему, намерено придерживаться его и при приглашении инвесторов. «У нас два главных экономических партнера – Россия со странами СНГ и Евросоюз. При этом банков с российским капиталом у нас 10, а из Евросоюза только два. Получается диспаритет», – пояснял Прокопович новую логику белорусской власти. Кстати, доля российских инвестиций в реальный сектор экономики в общем их объеме приближается к 80%, а это значит, что диверсификация в этой сфере будет непростым делом.
Как писала «НГ», на прошлой неделе власти страны обсуждали перспективы структурных реформ и, в частности, приватизации со Всемирным банком. Стороны договорились продолжить обсуждение после президентских выборов, когда правительство будет более свободно в принятии решений. Как рассказал журналистам возглавлявший миссию Мартин Райзер, стороны обсуждали перспективу создания трастового фонда, из средств которого будут оплачиваться услуги консультантов по приватизации. Как следует из заявлений международных экспертов, Белоруссия не понимает, что и как нужно продавать, и с теми подходами, которыми она руководствуется в настоящее время, продать что-либо европейскому инвестору не удастся никогда. В лучшем случае придется довольствоваться российскими инвесторами, которые более привычны к оригинальным белорусским реалиям, что, однако, не вписывается в политику диверсификации, которую белорусские власти стали проводить после того, как Россия решила прекратить свои энергетические дотации.
По оценкам экспертов, продажа акций ОАО «Белинвестбанк», которые принадлежат государству, может принести Белоруссии более 500 млн. долл. Как писала «НГ», доходы белорусского бюджета существенно сократились в 2010 году из-за снижения доходов от нефтепереработки. Вчера Министерство финансов сообщило, что доходы бюджета от внешнеэкономической деятельности составили лишь 30% от планируемых. Это стало причиной увеличения бюджетного дефицита до 2,2% ВВП вместо предусмотренных в бюджете 1,5% ВВП.
Расчеты на иностранные инвестиции не оправдались. Акции пяти предприятий, которые правительство выставило на продажу под давлением МВФ, оказались неинтересны инвесторам. Повторная попытка их продать назначена на 25 ноября. Однако эксперты прогнозируют неудачу.