В российской программе по утилизации старых автомобилей возможно участие белорусов
Стартовавшая в этом году в России государственная программа утилизации подержанных автомобилей разбудила "машинный" мир. Разработчики преследовали сразу несколько задач: решить наболевшую проблему автохлама, сократить на дорогах количество потенциально опасных машин-"долгожителей" и, наконец, стимулировать спрос на новые авто, произведенные в России. Напомним для белорусских читателей "СОЮЗа": участнику программы достаточно пригнать в выбранный дилерский центр машину старше 10 лет, чтобы получить за нее 50 000 российских рублей. Эта сумма (ее производителю компенсирует государство) пойдет в зачет новой покупки. Несмотря на определенные проблемы с отгрузкой новых машин и наличием очередей, эксперты в целом оценивают первые итоги положительно. Об этом говорит и статистика: к примеру, продажи "Лады" за 8 месяцев этого года выросли почти на треть по сравнению с таким же периодом 2009-го. Неплохо чувствуют себя и другие марки.
Информацию о ходе реализации российской программы с интересом изучали в Беларуси. Ведь, чего уж тут скрывать, проблема старых автомобилей актуальна не только на рязанских или воронежских улицах - но и на брестских, витебских, минских. Недавно стало известно, что белорусское министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды заинтересовано перенять опыт соседей.
- Судя по сообщениям в прессе, эффект достигнут - люди активно сдают старые автомобили, чтобы купить новую машину, - комментирует начальник управления обращения с отходами минприроды Сергей Кузьменков. - Подумали: а почему бы и белорусским автомобилистам не поучаствовать? Плюсы очевидны - как для наших потребителей, так и для российских заводов, которые смогут увеличить продажи. Единственный вопрос, кто будет финансировать программу для белорусов. По нашему мнению, целесообразно, чтобы финансирование шло из союзного бюджета. С таким предложением вышли в правительство, получили поддержку. Насколько я знаю, уже есть поручение министерствам промышленности и иностранных дел проработать все детали.
Заинтересует ли новшество белорусских водителей, если его все-таки реализуют? Трудно сказать однозначно. Владельцы многих машин- "старичков" (особенно производства АвтоВАЗа) люди немолодые, и идея ехать в Россию за новым авто им может показаться авантюрной. Хотя, если путь будет лежать в Смоленск или Брянск, то проблема не такая уж и сложная.
Думают белорусские специалисты и над другими мерами, которые позволят очистить улицы от подержанных машин. Ведь если система организации сбора и переработки функционирует в стране достаточно неплохо - старое авто можно сдать на переработку и получить за это деньги, - то в законодательстве все еще существуют бреши. В частности, не решен вопрос, как быть с брошенными "Жигулями" и "Москвичами", которые по десятку лет стоят во дворах, а найти их хозяина не представляется возможным. Частная собственность - святое: так просто увести "развалюху" на свалку нельзя. Чтобы решить этот ребус, в стране разрабатывается законодательный акт по регулированию утилизации старых легковых автомобилей. Согласно проекту закона, который сейчас проходит согласование в заинтересованных министерствах, при длительном простое транспортного средства его владелец будет обязан самостоятельно вывезти и сдать машину во "Вторчермет".