Заложники газовой цены

Источник материала:  


На прошлой неделе министр финансов Андрей Харковец проинформировал депутатов и журналистов об особенностях формирования бюджета-2011. Тайн никаких он не раскрыл, но оставил о себе хорошее впечатление, гарантировав корректировку бюджета в целях недопущения «неприятных последствий для экономики». Так что неприятности будут. Например, «достаточно высокий» рост цен на газ. Но белорусская экономика этого не заметит.

И будь на то воля министра, он вообще пока предпочел бы не комментировать будущую цену газа, которую настойчиво пытались узнать как журналисты, так и депутаты. Поэтому Андрей Харковец предался пространным рассуждениям на тему переговоров о цене газа, которые якобы находятся «еще в начальной стадии», вместо того чтобы просто озвучить параметр, заложенный в бюджет. «Цену, которая будет согласована, мы обеспечим источниками финансирования в полном объеме», - заверил аудиторию глава Минфина. И нам очень хочется верить ему. Однако даже сам факт начала консультаций (не говоря уже о переговорах) подтвердить нечем. Посол РФ в РБ Александр Суриков весьма кстати напомнил, что «контракт по газу подписан, включая 2011г.», где все условия поставок газа в республику давно определены, и их надо строго соблюдать, «не допуская вольностей».

СПРАВКА «БелГазеты». За примерами «вольностей» такого рода далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить суть летнего конфликта по поводу погашения газового долга, спровоцированного белорусской стороной, в одностороннем порядке повысившей транзитные тарифы для прокачки газа по магистральному трубопроводу (сначала в ноябре-декабре 2009г., а затем с 1 января 2010г.), забыв о необходимости одновременного повышения внутренней оптовой надбавки с $10,47 до $11,09 за 1 тыс. куб. м газа, а также о том, что оплата импорта газа фактически не изменилась, поскольку производилась исходя из средней цены в $150 за 1 тыс. куб. м, зафиксированной в 2008г. Все эти нарушения были устранены в допсоглашении, подписанном между «Газпромом» и «Белтрансгазом».

Таким образом, на сегодняшний день у сторон имеется как допсоглашение, так и контракт, действующий до конца 2011г. и предусматривающий, согласно заявлению премьер-министра России Владимира Путина, переход «на полное ценообразование» в 2011г. Вот и зампред «Газпрома» Андрей Круглов недавно сообщил, что ждет «роста цен на газ», масштабы которого известны. Согласно материалам, опубликованным к годовому собранию акционеров «Газпрома», на будущий год с ОАО «Белтрансгаз» может быть заключен договор о поставке в республику не более 22,5 млрд. куб. м газа на общую предельную сумму $5,625 млрд. Что арифметически подразумевает рост цены газа, поставляемого в Беларусь, до $250. И аргументированно оспорить заявленную цену невозможно.

«Стратегических споров возникнуть не может», - уверен российский посол. Хотя разговоры на эту тему не исключает. «Если есть желание поговорить, можно и поговорить», - снисходительно допустил Суриков. Предмет этих разговоров предугадать нетрудно - возможность предоставления скидки хотя бы в размере $1-2 в цене 1 тыс. куб. м газа. Однако для этого придется апеллировать не к руководству «Газпрома», а к высшему российскому начальству, с которым у Александра Лукашенко, по его определению, «личный конфликт». В силу этого вероятность подобного обращения ничтожна. Зато высока степень предсказуемости цены газа. Поэтому глава белорусского Минфина заблуждается, утверждая, что «сложно спрогнозировать этот показатель». Все предельно ясно как никогда. И аппарату Минфина ничего не остается, как заложить «достаточно высокий его рост», чтобы не повторить ошибки текущего года. А ссылки на то, что «при необходимости мы сможем перераспределить ассигнования на те или иные статьи», возможны только в разговорах с депутатами.

Как работает подобный механизм на практике, мы убедились летом, когда правительство лихорадочно изыскивало валютный источник погашения газового долга. 25 июня Совмину пришлось принимать постановление N969, которым «Белтрансгазу» была предоставлена «бюджетная ссуда в размере, эквивалентном $186617006,37, для погашения задолженности за природный газ, поставленный открытым акционерным обществом «Газпром». Срок возврата - «не позднее 30 июня 2010г.». «Белтрансгаз» не подвел правительство, которое смогло досрочно выполнить свои долговые обязательства перед Азербайджаном, предоставившим Беларуси государственный экспресс-кредит для погашения накопленной задолженности.

Других источников валюты у республики не нашлось. Золотовалютные резервы страны не в счет. У страны, как пояснил Лукашенко, «нет свободных денег» для погашения долга. «Мы не можем взять эти деньги из золотовалютных резервов, нам надо поддерживать курс. Не можем взять из бюджета, там тоже деньги расписаны», - заявил тогда президент. Следовательно, бюджетные расходы были «расписаны» неверно, поскольку в бюджет-2010 была «заложена» среднегодовая цена российского природного газа в размере $166 за 1 тыс. куб. м вместо $186. И Минфин держался до последнего дня, не желая пересматривать зафиксированную в бюджете цену газа. «Пока ничего мы не планируем пересматривать», - заявил на этот счет глава Минфина.

Теперь Харковец убеждает нас в том, что «цену, которая будет согласована, мы обеспечим источниками финансирования в полном объеме». Поэтому не мешало бы уточнить, кого имеет в виду глава Минфина под местоимением «мы». Есть основания полагать, что это не только члены Совмина или аппарат министерства, а мы - это все жители республики, которым, согласно принятой правительством Стратегии развития энергетического потенциала РБ, придется начиная с 2011г. оплачивать природный газ, используемый «для нужд пищеприготовления», исходя из 100-процентного возмещения затрат на его приобретение. И в том, что мы все заложники газовых цен, можно не сомневаться.
←ВВП Белоруссии в январе-августе вырос на 6,1%

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика