Белорусские производители соков потеснили Coca-Cola и PepsiCo
08.09.2010 09:16
—
Новости Экономики

Фото с сайта: www.vitamarg.com
Еще два года назад белорусские дистрибуторы свысока смотрели на предложения отечественных производителей соков по реализации их продукции. Отечественным брендам не находилось места в их портфелях, доверху заполненных известными марками российских и украинских производителей.
Спустя два года, однако, ситуация коренным образом изменилась. В текущем году отечественные соки по объемам продаж перегнали импорт, а за каждую новую марку, выводимую отечественным производителем на рынок, уже дистрибуторы конкурируют между собой. Часть белорусских предприятий отправляет свою продукцию на экспорт и вынашивает планы по расширению зарубежной экспансии.
"Белорусская соковая революция" – это яркий пример победы частной инициативы в отдельно взятой отрасли. Запуск нескольких новых производств, сделавших серьезные денежные вливания в рекламу, маркетинг, сэйлз, подстегнули к активным действиям как уже действующие частные компании, так и государственные предприятия.
Как итог, доля белорусских соков и нектаров в общем объеме продаж на начало летнего сезона, по оценкам агентства ACNielsen, выросла с 30% в 2008 году до 60% в 2010-м. По оценкам экспертов, к завершению текущего сезона в сентябре, она увеличится еще более значительно.
По сравнению с 2008 годом свои рыночные доли нарастили практически все ведущие игроки белорусского рынка. На более чем 4% увеличились доли "Савушкина продукта" (бренды "На100ящий", "Монтик") и "АВС". "Лето-трэйд" ("Оскар") прибавила на 3%, "Эксмонтбел" (Magic Summer, Joy) выросла более на чем 2%. Увеличили свои рыночные доли также ОАО "Гормолзавод №2" ("Юник") и Борисовский консервный завод ("Асалода").
Наибольший же рыночный рост пришелся на совместный проект инвестиционной группы Detroit Investments и Международной финансовой корпорации (IFC) – бобруйский завод "Старая крепость" ("Сочный фрукт", Exotic).
Кто поит белорусов соками?
По данным на май 2010 года доля "Старой крепости", являющейся лидером белорусского сокового рынка, составляла 22,5%. Этого показателя компания, начавшая свою деятельность весной 2008 года, сумела добиться всего за два года. Агрессивность именно этого молодого игрока привела к перераспределению на соковом рынке в пользу отечественных производителей.
В "большую тройку" белорусского рынка также входят еще один белорусский производитель – компания "Эксмонтбел", а также российский "Мултон" ("Добрый", Rich). "Мултон", принадлежащая транснациональной корпорации Cоса-Сola, единственная из заграничных компаний, которая росла на рынке вместе с белорусскими производителями. Доля "Эксмонтбела" и "Мултона" в продажах в Беларуси до недавнего времени оценивалась соответственно около 12% и около 11%.
В топ-10 крупнейших игроков сокового рынка Беларуси вошли еще три белорусские компании – гродненская фирма "АВС", "Лето-трэйд" и "Савушкин продукт".
Из иностранных поставщиков кроме "Мултона" серьезные позиции в Беларуси у PepsiCo. Известная компания представляет на белорусском рынке продукцию купленного ею российского завода "Лебедянский" ("Я", "Тонус", "Фруктовый завод"), а также производит на мощностях "АВС" бренд "Привет".
Нижняя часть топ-10 "оккупирована" иностранными производителями. Среди них независимая украинская компания "Витмарк-Украина" (Jaffa, "Соковита"), российская "Нидан" ("Моя семья", "Сокос", "Да!"), в сентябре 2010 года вошедшая в состав Coca-Cola, и украинская "Сандора" ("Сандора", "Садочок"), которая, в свою очередь, принадлежит PepsiCo.
Отметим, что еще в середине 2008 года доля "Сандоры" на белорусском рынке составляла свыше 15% и она занимала на нем первое место. Вообще вне топ-10 основных игроков на соковом рынке страны оказался еще один в свое время крупный поставщик соковой продукции в Беларусь – российский “Вимм-Билль Данн” (J7, "Моя семья", "Чудо-ягода").