Сколько зарабатывают белорусские пивовары?
Пивной рынок Беларуси заметно отличается от многих других отраслей зарегулированной государством белорусской экономики. В первую очередь тем, что на этом рынке есть жесткая конкуренция. Порой настолько жесткая, что приходится отказываться от части прибыли. «Белорусские новости» рассказывают о том, как в этих условиях участникам рынка удается зарабатывать.
Пивной рынок Беларуси был одним из первых, кто привлек в страну иностранных инвесторов. И сегодня эта отрасль является одной из немногих, где уровень менеджмента соответствует во многом западным стандартам.
Тем не менее, наиболее крупным игроком (по объему производства) пока остается государственная компания — «Криница». Увы, в первом полугодии компания не получила прибыли. Убыток составил 1,57 млрд. рублей. Правда, по итогам восьми месяцев, по данным «Белорусских новостей», «Криница» планировала выйти из «минуса».
Этот год в жизни «Криницы» запомнился завершением реконструкции, благодаря которой мощности предприятия увеличились с 18 млн. до 24 млн. дал пива в год. По данным «Белорусских новостей», производственный портфель «Криницы» в будущем может пополниться за счет лицензионного выпуска пивных брендов, принадлежащих «Московской пивоваренной компании».
Государство сегодня хочет повысить отдачу от «Криницы». В настоящее время, по нашей информации, ведутся переговоры с инвестиционной компанией «Ренессанс Капитал» по этому вопросу. Цель переговоров — найти управляющих, которые повысят результативность деятельности «Криницы».
ТОП-5 пивоваренных компаний Беларуси (по объему производства)* | |
название компании | объем производства (в декалитрах) |
ОАО «Криница» | 8,32 млн. |
ИЗАО «ПК «Сябар» | 4,31 млн. |
ОАО «Пивзавод «Оливария» | 4,04 млн. |
ОАО «Лидское пиво» | 3,2 млн. |
ОАО «Брестское пиво» | 1,71 млн. |
*Данные за январь-июль 2010 года. Компания «Речицапиво», принадлежащая Heineken, заняла шестое место (по объему производства) в рейтинге (за первые семь месяцев этого года компания произвела 513,6 тыс. дал). |
Вторую строчку после «Криницы» в рейтинге пивоваренных компаний Беларуси занимает компания «Сябар», принадлежащая голландскому концерну Heineken. Еще год назад позиции «Сябра» были куда скромнее — компания была четвертым по величине производителем пива. Однако за январь-июль компания произвела пива на 75,6% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Отсюда и существенный рост позиции компании в общем рейтинге.
Правда, финансовый результат деятельности компании получился отрицательным — убыток «Сябра» в первом полугодии составил 11,02 млрд. рублей. К слову, компания «Речицапиво», также принадлежащая Heineken, получила в первом полугодии убыток в размере 1,16 млрд. рублей.
Генеральный менеджер Heineken Алексей Черняев, отвечая на вопрос «Белорусских новостей», объяснил убытки белорусских подразделений концерна возросшей налоговой нагрузкой. «Ожидаем, что размер убытка по итогам 2010 года будет сопоставим с величиной дополнительной налоговой нагрузки», — сообщил Алексей Черняев.
Однако абсолютно все участники рынка уверены, что убытки Heineken в Беларуси связаны с большими затратами на продвижение продукции. Игроки отрасли летом этого года оценивали долю Heineken на пивном рекламном рынке Беларуси в 65%.
Тема убытков Heineken оказалась в центре внимания заседания президиума правительства 10 августа. Председатель «Белгоспищепрома» Иван Данченко связал убытки голландского концерна с демпингом на белорусском рынке. Правда, премьер-министр Сергей Сидорский, выслушав аргументы Алексея Черняева, пришел все-таки к выводу, что Heineken демпингом на белорусском рынке не занимается.
Топ-менеджеры пивоваренных компаний Беларуси отмечают, что демпинга со стороны Heineken нет. Убытки голландского концерна, говорят они, связаны с маркетинговой стратегией: работать первые годы в убыток ради увеличения своей доли на рынке.
«Это их стратегия. Мы по такому пути не пошли. На пивном рынке Беларуси отмечается высокая конкуренция, работать в «минус» в таких условия — большой риск», — поделился своим мнением с «Белорусскими новостями» менеджер финского концерна Olvi по странам Балтии и Беларуси Пеэп Аккель.
Финский концерн, владеющий «Лидским пивом», действительно придерживается иной стратегии. Белорусская «дочка» Olvi показывает прибыль — самую высокую на пивном рынке Беларуси.
В первом полугодии 2010-го прибыль ОАО «Лидское пиво» составила 8,7 млрд. рублей. С точки зрения рынка важным является начавшаяся в этом года «стройка» на территории лидского предприятия. После завершения строительных работ у «Лидского пива» появятся дополнительные мощности. Ориентировочно это произойдет весной 2011-го.
Гендиректор «Лидского пива» Аудрюс Микшис сообщил «Белорусским новостям», что за счет расширения производства мощности предприятия увеличатся на 30%. Плюс к этому у предприятия должен появиться склад, в котором можно будет заранее заготовить продукцию к сезону.
Сейчас же на территории «Лидского пива» активно работают строители. В основание нового бродильного цеха руководство предприятия даже заложило послание потомкам, в котором похвасталось «рекордными продажами за всю историю». Если «Лидскому пиву» удастся в 2011-м увеличить продажи на 40%, как планирует Аудрюс Микшис, потомкам можно будет писать новый месседж.
ОАО «Пивзавод «Оливария» — еще одни игрок, которому удалось в первом полугодии получить приличную прибыль (3,54 млрд. рублей). На сегодня у компании два «плюса» (менеджмент и продукция) и один «минус (ограниченные производственные мощности).
В этом году в жизни «Оливарии» произошло одно важное событие: крупный акционер в лице Baltic Beverages Holding (принадлежит Carlsberg) увеличил свою долю в уставном фонде белорусской компании — с 30% до 47%.
Акционерами ОАО до последнего времени являлись не только юридические, но и сотни физических лиц. Таким образом, увеличение доли Carlsberg можно считать шагом на пути консолидации активов компании. Дальнейшим логическим шагом со стороны мажоритарного акционера может стать доведение своей доли до 51%.
Бизнес «Оливарии», судя по всему, от этого только выиграет. Ведь чтобы сохранять высокие позиции на рынке, компании понадобятся инвестиции, на которые владелец контрольного пакета пойдет охотнее, чем миноритарии.
ТОП-5 пивоваренных компаний Беларуси (по объему прибыли)* | |
название компании | прибыль/убыток (в рублях) |
ОАО «Лидское пиво» | 8,7 млрд. |
ОАО «Пивзавод «Оливария» | 3,54 млрд. |
ОАО «Криница» | -1,57 млрд. |
ИЗАО «ПК «Сябар» | -11,02 млрд. |
СОАО «Речицапиво» | -1,16 млрд. |
*В таблице не указывается финансовый результат «Брестского пива» за первое полугодие, так чистая прибыль компании (17 тыс. долларов) незначительна с точки зрения рынка. |
«Темной лошадкой» на пивном рынке Беларуси остается «Брестское пиво».
Участники рынка гадают: будет компания в ближайшее время продана иностранному инвестору или нет. Брестское предприятие принадлежит государству и, как видим, входит в пятерку ведущих (по объему производства) производителей пива. Правда, финансовый результат компании в первом году оказался достаточно скромным (чистая прибыль составила всего около 17 тыс. долларов).
Этот год в жизни брестского предприятия запомнился началом лицензионного производства сортов пива, принадлежащих украинской «Оболони». Причем, если имеющиеся планы оправдаются, брестский производить будет продолжать расширять продуктовый портфель за счет украинского пива.
Однако интрига тут в другом. Белорусское правительство уже второй год дает понять украинским производителям пива, что поставлять продукцию на белорусский рынок они смогут в ограниченном количестве. В 2009-м году белорусские власти грозили ввести квотирование украинского пива, в этом году заговорили о лицензировании.
Украинским производителям дипломатично дают понять, что либо они станут производить свое пиво в Беларуси, либо их позиции на белорусском рынке могут сузиться. Поэтому нельзя исключать, что со временем «Оболонь» может выступить стратегическим инвестором «Брестского пива».
Главное, чтобы договорились по цене вопроса. А то ведь многие приватизационные сделки на этом в Беларуси и стопорятся…
Дмитрий ЗАЯЦ