Беларусь реконструирует свою трубопроводную систему
Участник Таможенного союза - Минск - вынужден искать альтернативу России после введения экспортных пошлин на нефть. Потери уже оцениваются в 2 миллиарда долларов. Потому даже в праздник - сегодня в Беларуси и в России День работников нефтяной, газовой и топливной промышленности - думают о том, как модернизировать всю отрасль. За этим процессом следит Александр Лукашенко. Вместе с президентом на Мозырском нефтеперерабатывающем заводе побывала и наш корреспондент Наталья Казей.
В начале 1960-х нефтепровод «Дружба» строили всем Союзом. «Дружба» пересекает огромную территорию России, позволяя транспортировать российскую нефть в Европу через Беларусь и Украину. Сегодня по белорусским трубам протекает треть российского «черного» золота. Отсюда нефть идет в Польшу, Украину, Германию, Чехию, Словакию и Венгрию.
Линейный трубопроводчик Валерий Турков работой своей доволен. Недавно стал лучшим в профессии - международный конкурс среди нефтяников проходил в Самаре. По умению устранять дефекты и справляться с аварийными ситуациями Валерию не было равных. Он обошел своих коллег из России, Украины и Казахстана. «Наша задача – одну трубу вставить в другую. Это очень сложно, поскольку зазор всего 2 мм», - рассказывает Валерий.
«Гомель» – первая нефтеперекачивающая станция, которая принимает российскую нефть. После того, как изменились условия поставок, в Беларуси решили кардинально поменять работу нефтяной отрасли. Уже сегодня здесь завершают третий этап реконструкции.
«Дефектов много и, к сожалению, не все они видны по результатам внутритрубной диагностики. Есть внешние дефекты, которые видны только визуально. Реконструкция необходима, чтобы поддерживать безопасность эксплуатации трубопровода», - отмечает мастер участка капитального ремонта линейной части нефтепроводов Сергей Туча.
К концу следующего года у белорусов будет абсолютно новая трубопроводная система, обещают белорусские нефтяники. Только в этом году на модернизацию нефтепровода уйдет 100 миллиардов белорусских рублей.
Главный инженер Республиканского унитарного предприятия «Гомельтранснефть Дружба» Андрей Козик убежден: «чтобы наше направление было привлекательно, в первую очередь надо обеспечить безопасную эксплуатацию». «Все силы предприятия направлены на это», - заверил он.
Задача белорусских нефтяников - сделать самый короткий нефтяной путь из России в Европу еще и самым надежным. Тогда россияне не смогут обойтись без белорусских труб, уверен гендиректор белорусской «Дружбы» Сергей Сосновский. Здесь свою роль должна сыграть экономическая выгода.
«Что касается российской стороны, наши коллеги подтверждают, что мы сохраним существующие объемы. С точки зрения экономической выгоды наш маршрут наиболее привлекателен. Это подтверждается на официальных сайтах «ОКА-Транснефть» – нашего российского партнера», - подчеркнул гендиректор Республиканского унитарного предприятия «Гомельтранснефть Дружба» Сергей Сосновский.
Мозырский нефтеперерабатывающий завод. Именно сюда по «Дружбе» течет российская нефть. Только вот пошлины, введенные Москвой в начале года, оказались совсем недружественными и приносят Беларуси потери минимум в 2 миллиарда долларов.
«Катастрофы не произошло ни с финансовой, ни с производственной точки зрения», - заявил Александр Лукашенко, посещая Мозырский НПЗ. Уверенности белорусскому президенту придает венесуэльская нефть, первая партия которой, обошлась Минску в 656 долларов за тонну. Пусть и ненамного, но дешевле российской.
«Какая бы цена на нефть ни была, мы можем перерабатывать нефть в первичном процессе, вторичную нефть, остатки нефти, мазуты. Мы модернизировали эти предприятия, они загружены. Поступления в бюджет не уменьшились в этом году», - подчеркнул президент Беларуси Александр Лукашенко.
Более того, закупки «черного золота» из Венесуэлы увеличатся в 2,5, пообещал Александр Лукашенко. И представил план поставок: 4 миллиона тонн в этом году, 8-9 - в следующем.
«Несмотря на то, что нефти у нас стало меньше, ввиду того, что она очень дорога, и мы завозим ее из Венесуэлы, нефтяные поступления в бюджет увеличились. В октябре все наши заводы выходят на 100%-ую загрузку. Мы намерены сохранить эту динамику. Проблем нет!», - заверил Александр Лукашенко.
Беларусь готова работать в любых условиях и с разными странами. Ведь сегодня главное, чтобы нефтеперерабатывающие предприятия не останавливались. На «Гомельтранснефть Дружба» работает почти полторы тысячи человек. Кроме белорусских, здесь трудятся контролеры-операторы из всех стран, куда Беларусь поставляет российскую нефть. Нефтяники уверены: если бы политики действовали так же сплоченно, не было бы никаких нефтяных конфликтов.