Какие дивиденды пытается отсудить белорусский Минюст у Кремля
03.09.2010 16:12
—
Новости Экономики
Минюст готовится к запланированному на 7 сентября заседанию Экономического Суда СНГ по рассмотрению иска Беларуси к России по вопросу неправомерного взимания вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты, поставляемые в Беларусь. Есть ли у белорусского руководства шансы на успешный исход рассмотрения нефтяного спора, и на какие уступки Кремлю придется пойти?
Беларусь настаивает на том, чтобы Россия отменила пошлины на российские нефтепродукты, поступающие в страну. Весной белорусское правительство обратилось с иском в Экономический суд СНГ. В нем белорусская сторона просит суд подтвердить факт нарушения Россией положений действующих международных договоров о свободной торговле и Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС.
Однако в июне суд отказал Беларуси в удовлетворении ходатайства о временном запрете взимания Россией пошлин на нефтепродукты, пообещав вернуться к рассмотрению нефтяного спора после летних каникул. Впрочем, независимые эксперты считают, что реальных оснований полагать, что суд примет сторону Беларуси, нет.
По мнению экономиста Леонида Злотникова, Беларусь, обратившись в Экономический Суд СНГ, рассчитывает на формальную логику: если есть Таможенный союз, значит, нет между странами никаких препятствий, ограничений и пошлин.
– Но белорусской стороне очень трудно будет что-либо доказать юридически, – считает эксперт, поскольку в мировой практике всегда существуют определенные ограничения в интеграционных объединениях.
Например, есть НАФТА – зона свободной торговли США, Канады и Мексики.
– На целые десятилетия вперед оговорены всякие исключения, что нельзя ввозить в Канаду и что Канада не будет принимать ни из Мексики, ни из США, что нельзя беспрепятственно ввозить из Мексики в Штаты в течение 10-15 лет и так далее, – приводит пример Леонид Злотников. – И в других союзах и таможенных объединениях есть исключения. Нет такого стандарта, чтобы все было одинаково для различных интеграционных объединений.
Эксперт отмечает, что с учетом сложившихся в последнее время сложных отношений между двумя странами, Россия вряд ли по своей инициативе пойдет навстречу Беларуси в вопросе вывозных пошлин на нефть.
По мнению политолога Валерия Карбалевича, факт обращения в Экономический Суд СНГ является, скорее, пиар-ходом и способом политического, дипломатического и психологического воздействия на российское руководство, чем надеждой на то, что этот суд примет решение в пользу Беларуси.
- Объективность решения суда весьма сомнительна с учетом политического веса России в СНГ, – говорит эксперт. – Правовые институты в СНГ зависят в значительной мере от политического фактора, нежели от правовых оснований. Кроме того, правовые соглашения между Беларусью и Россией в рамках СНГ настолько запутаны, что добиться чего-то реального очень сложно. Право как институт имеет не очень большое значение на постсоветском пространстве. Значение имеет фактор политики.
Валерий Карбалевич считает, что белорусский Минюст в данном случае выступает в роли пиар-центра для того, чтобы белорусская сторона получила какие-то дополнительные пропагандистские очки.
– Многое станет ясно после того, как будут заключены соглашения по поставкам нефти на следующий год. Будут расставлены все точки над "і", и Россия ожидает каких-то серьезных уступок от Беларуси – перехода двух нефтеперерабатывающих заводов под контроль российских компаний, а также объектов химической промышленности. Россия также имеет виды на "Беларуськалий", на транзитные трубопроводы, но встает вопрос условий их продажи. Насколько к выполнению российских условий готова Беларусь, тем более в канун президентской кампании, – большой вопрос, – отмечает Валерий Карбалевич.
Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты, поставляемые в Беларусь, Россия применяет с января нынешнего года. В результате доходы белорусской нефтепереработки и нефтехимии существенно уменьшились. Если в первом квартале 2009 года предприятия нефтехимической отрасли получили прибыль от реализации продукции в размере 25,4 млрд рублей, то в январе-марте 2010-го – всего 4,8 млрд рублей.
Беларусь настаивает на том, чтобы Россия отменила пошлины на российские нефтепродукты, поступающие в страну. Весной белорусское правительство обратилось с иском в Экономический суд СНГ. В нем белорусская сторона просит суд подтвердить факт нарушения Россией положений действующих международных договоров о свободной торговле и Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС.
Однако в июне суд отказал Беларуси в удовлетворении ходатайства о временном запрете взимания Россией пошлин на нефтепродукты, пообещав вернуться к рассмотрению нефтяного спора после летних каникул. Впрочем, независимые эксперты считают, что реальных оснований полагать, что суд примет сторону Беларуси, нет.
По мнению экономиста Леонида Злотникова, Беларусь, обратившись в Экономический Суд СНГ, рассчитывает на формальную логику: если есть Таможенный союз, значит, нет между странами никаких препятствий, ограничений и пошлин.
– Но белорусской стороне очень трудно будет что-либо доказать юридически, – считает эксперт, поскольку в мировой практике всегда существуют определенные ограничения в интеграционных объединениях.
Например, есть НАФТА – зона свободной торговли США, Канады и Мексики.
– На целые десятилетия вперед оговорены всякие исключения, что нельзя ввозить в Канаду и что Канада не будет принимать ни из Мексики, ни из США, что нельзя беспрепятственно ввозить из Мексики в Штаты в течение 10-15 лет и так далее, – приводит пример Леонид Злотников. – И в других союзах и таможенных объединениях есть исключения. Нет такого стандарта, чтобы все было одинаково для различных интеграционных объединений.
Эксперт отмечает, что с учетом сложившихся в последнее время сложных отношений между двумя странами, Россия вряд ли по своей инициативе пойдет навстречу Беларуси в вопросе вывозных пошлин на нефть.
По мнению политолога Валерия Карбалевича, факт обращения в Экономический Суд СНГ является, скорее, пиар-ходом и способом политического, дипломатического и психологического воздействия на российское руководство, чем надеждой на то, что этот суд примет решение в пользу Беларуси.
- Объективность решения суда весьма сомнительна с учетом политического веса России в СНГ, – говорит эксперт. – Правовые институты в СНГ зависят в значительной мере от политического фактора, нежели от правовых оснований. Кроме того, правовые соглашения между Беларусью и Россией в рамках СНГ настолько запутаны, что добиться чего-то реального очень сложно. Право как институт имеет не очень большое значение на постсоветском пространстве. Значение имеет фактор политики.
Валерий Карбалевич считает, что белорусский Минюст в данном случае выступает в роли пиар-центра для того, чтобы белорусская сторона получила какие-то дополнительные пропагандистские очки.
– Многое станет ясно после того, как будут заключены соглашения по поставкам нефти на следующий год. Будут расставлены все точки над "і", и Россия ожидает каких-то серьезных уступок от Беларуси – перехода двух нефтеперерабатывающих заводов под контроль российских компаний, а также объектов химической промышленности. Россия также имеет виды на "Беларуськалий", на транзитные трубопроводы, но встает вопрос условий их продажи. Насколько к выполнению российских условий готова Беларусь, тем более в канун президентской кампании, – большой вопрос, – отмечает Валерий Карбалевич.
Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты, поставляемые в Беларусь, Россия применяет с января нынешнего года. В результате доходы белорусской нефтепереработки и нефтехимии существенно уменьшились. Если в первом квартале 2009 года предприятия нефтехимической отрасли получили прибыль от реализации продукции в размере 25,4 млрд рублей, то в январе-марте 2010-го – всего 4,8 млрд рублей.