Белорусских рабочих защитят от акул капитализма
Конечно, привлечь в Беларусь побольше инвестиций — дело хорошее, но есть один деликатный вопрос, который подняли на этой неделе профсоюзы. Речь идет о сохранении трудовых коллективов на тех предприятиях, которые государство планирует продавать. Профсоюзы обеспокоены тем, что трудовые коллективы могут быть выброшены на улицу.
Председатель Федерации профсоюзов Беларуси Леонид Козик передал премьер-министру Сергею Сидорскому некоторые предложения. К счастью, они не касалось темы налогообложения бездетных мужчин. Инициатива ФПБ, переданная в правительство, затрагивает тему присутствия профсоюзных организаций на предприятиях.
Леонид Козик убежден, что на перешедших в руки частника предприятиях должны оставаться профсоюзные организации. По мнению главы ФПБ, необходимо издать какой-то нормативный акт, который бы обязывал инвестора сохранять профсоюзные организации.
«Хотя бы на начальном периоде, а потом мы уже разберемся», — добавил глава ФПБ, общаясь на этой неделе с журналистами.
Вопрос сохранения профсоюзных организаций на приватизируемых предприятиях Леонид Козик поднял неспроста. Эта тема коррелирует с требованием государства во что бы то ни стало сохранять трудовые коллективы на заводах и фабриках, продаваемых инвесторам.
В Беларуси есть прецедент, когда инвестор, купивший государственное предприятие, решил снизить расходы путем сокращения персонала. Речь идет о столичном «Мотовело».
Предприятие специализируется на производстве велосипедов и мотоциклов. В 2007 году государство продало акции «Мотовело» австрийскому инвестору — компании ATEC Holding GmbH за 7,2 млн. долларов. Новый владелец предприятия планировал после прихода сократить около 40% трудового коллектива, против чего выступила профсоюзная организация, действующая на предприятии.
Леонид Козик на этой неделе напомнил историю с австрийским инвестором в подтверждение слов о том, что профсоюзные организации на приватизируемых предприятиях нужно защищать законодательно.
«Новый хозяин в «Мотовело» попытался разрушить профсоюзную организацию, разбить ее на несколько частей и таким образом убрать социального партнера, который не очень удобен», — напомнил Леонид Козик.
Директор департамента инвестиционного консультирования компании «Юнитер» Роман Осипов положительно оценивает инициативу ФПБ.
При этом он отмечает, что «серьезный инвестор всегда старается сотрудничать с профсоюзами. Следует отметить, что инвесторы, которые сегодня интересуются белорусским рынкам, готовы к такому сотрудничеству».
По мнению эксперта, вопросов с сохранением трудовых коллективов даже в случае приватизации крупных белорусских предприятий в большинстве случаев не должно возникнуть.
«Крупные белорусские предприятия имеют сегодня большие трудовые коллективы по той причине, что они занимаются множеством видов деятельности. Почему на нашем МАЗе такой большой трудовой коллектив? Потому что в рамках одного предприятия сосредоточено все: начиная от «литейки» и заканчивая транспортным цехом. Но это не проблема для инвестора. В соседних странах есть примеры того, как можно успешно реструктуризировать крупные предприятия, решая при этом и социальные вопросы», — констатирует Роман Осипов.
Эксперт пояснил, что в процессе приватизации крупных предприятий разрабатываются, как правило, программы реструктуризации, которые предусматривают в том числе и переквалификацию (повышение квалификации) персонала.
«Инвесторы таким образом за собственный счет реализуют программы по подготовке персонала к новому месту работы и заботятся о будущем трудоустройстве своих сотрудников», — говорит Роман Осипов.
Для государства вопрос сохранения персонала крупных предприятий является крайне актуальным. Почти 55% промышленной продукции производится в Беларуси силами так называемых валообразующих предприятий. Их более 100.
Почти на каждом таком предприятии трудится более тысячи человек, а на некоторых («Белшина», «Нафтан», «Беларуськалий») и более десятка тысяч. А на МАЗе вообще трудоустроено почти 27 тысяч человек. Поэтому можно понять позицию профсоюзов: если такая масса пролетариев окажется на улице, то никому мало не покажется.
Дмитрий ЗАЯЦ