Белорусское не продаётся

Источник материала:  


На первые конкурсы по продаже акций белорусских открытых акционерных обществ не было подано ни одной заявки. 18 августа желающих купить акции Бобруйского машиностроительного завода, ОАО «ВолМет» и Лидского литейно-механического завода не оказалось. Есть опасения, что 23 сентября продажа акций барановичского «Бархима» и ОАО «Речицкий текстиль» может закончиться так же безрезультатно.

Совмин ведет себя так, как будто на дворе инвестиционный бум, а белорусские госактивы - горячие пирожки. Требования к инвесторам сильно завышены, а привлекательность внутреннего рынка остается весьма сомнительной. Совмин активно консультировался со Всемирным банком и Европейским банком реконструкции и развития, как проводить приватизацию. Международные организации наверняка повторяли нашим чиновникам прописные истины о том, что нужно ориентироваться на рыночную цену, какой бы она ни была, что нужен полный контроль над приобретаемым предприятием, что практика навязывания инвестиционных условий не сработала ни в одной из стран Центральной и Восточной Европы.

В результате диалога с международными экспертами власти приняли компромиссное решение, но явно в свою пользу. Сегодня они говорят, что приватизация в Беларуси проводится с учетом международного опыта, а если что-то не получится, стрелки переведут на иностранных консультантов. Роль инвестиционных агентов в лице KPMG, Ernst&Young и отечественного «Юнитера» - не столько говорить, как надо делать, сколько быть в процессе, «освящать» своей репутацией проводимые белорусским правительством сделки. Это своеобразная цена за право работать на белорусском рынке. Так зарабатываются очки для получения выгодных заказов от белорусских властей на будущее.

АУКЦИОН ВЫШЕЛ КОМОМ

В народе говорят: «Хорошее начало половину дела откачало». Совмин игнорирует не только наработанный за 20 лет опыт приватизации в Европе, но и эту народную мудрость. Первый блин аукционной приватизации с участием инвестиционных агентов оказался неприглядным комом. Для продажи были выбраны предприятия с весьма сомнительной рыночной репутацией. Если бы Совмин реально хотел послать сигнал всему миру о том, что Беларусь очень серьезно относится к приватизации, то в список первых, показательных, сделок попали бы, например, Новополоцкий НПЗ, «Белгосстрах», «Беларусбанк» или «Белтелеком». Выбор же Совмина означает принципиально иной подход к приватизации. Его неоднократно озвучивали руководители исполнительной власти: «Мы будем продавать убыточные, нерентабельные предприятия, оставляя контроль над экономикой в целом».

Инвесторы - не чукчи, они тоже понимают букву белорусского закона и особенно дух его исполнения. Поэтому в ситуации, когда серьезные иностранные компании и банки берегут кэш, «зализывают» раны от глобального кризиса, интерес к белорусской приватизации с 25 инвестиционными условиями могут проявлять разве что спекулянты с острым дефицитом адреналина или продуманные чиновники. Последние имеют возможность так обставить условия проведения аукционов, чтобы в конечном итоге госимущество попало в нужные лично для них руки. Манипуляционные техники отсечения нежелательных участников разного рода конкурсов уже отработаны при проведении тендеров.

Контроль над процессом осуществляется на этапе выбора предприятий для аукционной приватизации. Сегодня в список в принципе не могут попасть те объекты, по которым власти предпочитают вести исключительно кулуарные переговоры.

Международные организации и инвестиционные агенты также не могут повлиять на выбор ОАО на продажу. Им приходится иметь дело с тем, что им дает правительство РБ.

ПРОДАЁМ НЕ ТО И НЕ ТАК

Беларусь вступила в период высоких политических рисков. Даже сделки на пару миллионов долларов будут, скорее всего, отложены до завершения президентской кампании. Второе препятствие на пути аукционной продажи - высокая степень неопределенности по реформе делового климата. Покупка акций белорусских ОАО - это не благотворительность. Инвестор должен четко знать, через сколько лет он вернет свои инвестиции и сколько он на них заработает. Сделать такой прогноз сегодня, когда шатается макроэкономическая стабильность, под девальвационным давлением находится белорусский рубль, а торговый режим даже с Россией покрыт мраком, невозможно. В такой ситуации следовало бы ожидать создания благоприятных условий при продаже акций, но и этого нет.

Госкомимущество оценило чистые активы Бобруйского машиностроительного завода в Br33,5 млрд. К продаже предлагается пакет 50% плюс одна акция. В течение года инвестор должен внести в уставный фонд вклад Br15 млрд. и в течение двух лет сохранить почти 1200 рабочих мест.

ОАО «ВолМет» вообще стоит всего Br5,2 млрд. Ничего стратегически важного в производстве скобяных и замочных изделий нет. К продаже предлагается пакет 48,9%. Лидский литейно-механический завод льет чугун, перерабатывает лом металлов. Правительство обязывает потенциального инвестора сохранить профиль предприятия, предоставить ему $1 млн. на развитие и никого не увольнять в течение двух лет.

Еще больше условий выставляет правительство при продаже акций «Бархима». В течение двух лет после покупки акций инвестор должен создать дополнительные мощности в объеме не менее 20 тыс. т моющих средств. В течение пяти лет нельзя менять профиль предприятия и число занятых. Таким образом, даже после того как в «Бархиме» не будет ни одной акции государства, последнее будет невидимым, но весьма влиятельным акционером. Оно будет навязывать собственнику не только параметры рабочей силы, но и определять объемы выпуска.

Чтобы акции ОАО «Речицкий текстиль» попали в руки инвестора, он должен предоставить ему на развитие заем в 4 млн. евро на 10 лет под 5% годовых с началом расчета по займу не ранее пяти лет после его предоставления в полном объеме. Об изменении профиля завода и увольнении работников в течение пяти лет не может быть и речи. Более того, инвестор обязан будет содержать объекты социальной сферы, которые находятся у него в «безвозмездном пользовании».

Найти инвестора, который бы в здравом уме и при крепкой памяти пошел бы на такие условия даже с привлечением к поиску KPMG или Ernst&Young, будет очень сложно.

Возможен и такой вариант. После кулуарных договоренностей инвестор Х приобретает завод. Потом в течение года он со своим номенклатурным партнером пишут слезливое письмо в правительство с просьбой пересмотреть требования в связи с изменившимися условиями на рынке. При соблюдении баланса интересов дисижнмейкеров и конкретных лоббистов такая правовая модификация вполне возможна. Естественно, результаты приватизационных конкурсов пересматриваться не будут.

А пока вполне можно констатировать неготовность белорусских властей к приватизации и нарастание тревожных тенденций в инвестиционной сфере. Так, за первые семь месяцев 2010г. в объекты производственного назначения заинвестировано на 2,5% меньше, чем за аналогичный период 2009г. Зато в объекты незавершенного строительства вложено на 17,3% больше. Вал делать гораздо легче, чем производить качественные имущественные трансформации.
←Анонс «Экономической газеты» N 65 за 24 августа 2010 г.

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика