Беларусь провалила первую часть приватизационных конкурсов по линии МВФ

Источник материала:  
19.08.2010 10:57 — Новости Экономики

Беларусь провалила первую часть приватизационных конкурсов по линии МВФ

Первый конкурс по продаже принадлежащих государству пакетов акций белорусских ОАО в рамках так называемого пилотного проекта – выполнения обязательства Беларуси перед МВФ – с треском провалился.

Не помогли и инвестиционные агенты, законодательную возможность регистрации которых белорусские власти столь усиленно пиарили на протяжении последнего года, пишет АФН.

На запланированный на 18 августа конкурс власти выставили три белорусских ОАО - Бобруйский машиностроительный завод, «ВолМет», Лидский литейно- механический завод – из 5 предприятий, утвержденных указом Лукашенко от 1 марта. Свою помощь по продаже этих предприятий предложили три инвестагента - KPMG, Ernst & Young и Юнитер.

"Конкурс не состоялся в связи с отсутствие заявок", - сообщает представитель Госкомимущества.

Конкурс по продаже еще 2-х ОАО – «Бархим» и «Речицкий текстиль» - назначен на 23 сентября.

По словам собеседника, Госкомимущество будет «повторно до конца года объявлять конкурс, время еще есть". Однако, скорее всего, последующие дубли постигнет такая же печальная участь.

Во-первых, вторая половина 2010 года – самое неудачное для приватизации время из-за чрезмерной политической напряженности, вызванной грядущим переизбранием А.Лукашенко.

Во-вторых, первоначальная стоимость госпакетов и условия их продажи способны отпугнуть даже самых наивных инвесторов (условия в конце статьи).
Провал конкурса убедительно свидетельствует о том, что условия ведения бизнеса далеки от представлений инвесторов, а рейтинги Всемирного банка по условиям ведения бизнеса в Беларуси, которыми размахивают белорусские чиновники, доказывая инвестиционную привлекательность синеокой, на самом деле почти ничего не значат в реальном мире экономики.

В мире полно стран с рейтингами похуже белорусских, которые тем не менее не испытывают инвестиционного голода и внимания со стороны бизнеса, рыскающего по миру в поисках привлекательных возможностей. Но почти все стараются обойти стороной дремучую Беларусь.

В 2007-08 годах отдельные инвесторы повелись на обещания белорусских чиновников создать в стране инвестиционный микрорай, но, придя в Беларусь, столкнулись с такими бюрократическими препонами и коррупцией, которые им не снились даже в страшных снах. Земля – круглая планета, и дурные слухи разлетаются с такой же скоростью, как по стране с помощью кухонной почты распространяются желтые новости о Лукашенко.
Впрочем, наивно было ожидать от белорусских властей столь быстрых и кардинальных реформ, проведению которых препятствует не только сама модель социально-направленной административной экономики, но и сама авторитарно-клановая колхозная сущность белорусского режима.
Проблема в том, что правильные по сути желания и идеи, возникающие периодически в коридорах белоруской власти, должны реализовывать чиновники-профессионалы в своей сфере. А таких в стране по пальцам можно сосчитать.

Какой нормальный инвестор, думающий о прибыли, а не озабоченный проблемой отмыть свое бабло через сознательные дыры в белорусском законодательстве, придет в страну, главные лица которой, ответственные за приватизацию, лишь недавно доперли, что акционирование ни есть приватизация, а лишь очередной небольшой этап этого процесса.

О каких реальных инвесторах можно вести речь, если только через 20 лет после обретения независимости белорусские чиновники смогли побороть свой дикий страх перед формулировкой «независимая оценка стоимости госимущества». Это неголословное утверждение – соответствующие изменения в указ №615 «Об оценочной деятельности в Республике Беларусь» от 13 октября 2006 года с заменой фразы «оценка стоимости» на слова «независимая оценка» были внесены лишь 6 августа 2010 года указом №410.

Впрочем, и этот прорыв в понимании приватизационных процессов вряд ли поможет проведению конкурсов, потому как можно со стопроцентной уверенностью утверждать, что белорусские чиновники понимают слова «независимая оценка» совсем иначе, нежели весь остальной мир.

И очередной пример в качестве доказательства – продажа БПС-Банка российскому Сберу в конце прошлого года. Покупатель оценил актив в 150 миллионов долларов, белорусский «независимый» оценщик при Минэкономики в 500 миллионов долларов, независимый иностранный оценщик по настоятельной просьбе белорусских властей предоставил три варианта «и нашим и вашим». Спектакль был еще тот. Но поскольку властям банк надо было продавать, а Сберу покупать, то актив ушел по вполне комфортной для покупателя цене в 300 миллионов долларов, ненамного превысившей стандартную для всего мира формулу расчета цены банка в период кризиса.

Были еще и обязательства российского банка, которые он успешно выполняет, причем с неплохой для себя прибылью.

Нельзя сказать, что инвесторы ждали именно такого изменения в порядок проведения оценки стоимости белорусской госсобственности. Пройдет какое-то время безрезультатных потуг, прежде чем белорусские власти перестанут бояться такой формулировки как «рыночная стоимость», отказавшись от всяких оценок. А рыночной стоимостью предприятия, недвижимости и прочих активов является та цена, которую за данное предприятие готов заплатить инвестор. Пришел, изучил документацию и местные условия, подсчитал и назвал цену. Торг уместен. Можно попросить больше и послушать, куда пошлет покупатель, имеющий деньги.

К великому огорчению белорусских чиновников рыночная стоимость подавляющего большинства белорусских предприятий окажется гораздо ниже балансовой стоимости. Ах, да, придется также забыть о всяких условиях социального характера, в противном случае инвестором в такое предприятие может выступать только белорусский бюджет.

И надо как-то ускорить темпы понимания очевидных вещей, поскольку с каждым кварталом рыночная стоимость белорусской госсобственности почему-то снижается. Еще лет пять такой точечной и выверенной приватизации под лозунгом «В Беларуси не место олигархам», и чиновникам придется бегать по миру с призывами «Белорусские предприятия! Инвестиционный рай в самом центре Европы! Свежая рыночная оценка от Минэкономики!.. С доплатой…».

Информация по делу

По данным Госкомимущества, стоимость чистых активов ОАО "Бобруйский машиностроительный завод" на 1 января 2010 года составляет 33,5 миллиарда рублей. Основным видом деятельности общества является производство гидравлических прессов, чугунного и стального литья, ремонт насосов и компрессоров. На предприятии работает 1187 человек. В распоряжении ГКИ находятся 99,2 процентов акций, планируется для продажи 50 процентов плюс 1 акция. Начальная цена пакета 16,75 миллиарда рублей. Условия конкурса предполагают внесение в уставный фонд общества в виде вклада 15 миллиардов рублей в течение 1 года, а также обеспечение сохранения в течение 2 лет количества рабочих мест.

Стоимость чистых активов ОАО "ВолМет" составляет 5,2 миллиарда рублей. Основным видом деятельности общества является производство и реализация скобяных и замочных изделий. Численность работающих - 478 человек. В распоряжении ГКИ находятся 48,9 процентов акций, которые запланированы для продажи. Начальная цена пакета акций 2,54 миллиарда рублей. Условия конкурса предполагают предоставление ОАО "ВолМет" в течение 2 лет 2 миллиарда рублей с направлением их на развитие предприятия.

Стоимость чистых активов ОАО "Лидский литейно-механический завод" составляет 12,26 миллиарда рублей. Основными видами деятельности являются литье чугуна, легких и прочих цветных металлов, переработка отходов и лома металлов. Численность работающих - 400 человек. ГКИ распоряжается 99,5 процента акций, которые и предполагается продать. Начальная цена пакета акций 12,2 миллиарда рублей. Покупатель акций должен будет предоставить заводу в течение 2 лет 1 миллион рублей с направлением их на развитие, а также сохранить в течение 2 лет количество рабочих мест и профиль деятельности предприятия.

Стоимость чистых активов ОАО "Бархим" составляет 33,16 миллиарда рублей. Основным видом деятельности общества является производство мыла, моющих, чистящих и полирующих средств, прочих веществ. Численность работающих - 256 человек. ГКИ распоряжается 99,4 процентов акций, которые планируется продать. Начальная цена пакета акций составляет 32,97 миллиарда рублей. Условия конкурса предусматривают создание в течение 2 лет с даты подписания договора купли- продажи акций дополнительных мощностей по производству синтетических моющих средств в объеме не менее 20 тысяч тонн в год, чтобы обеспечить внутренний рынок республики. Кроме того, в течение 5 лет профиль деятельности общества и количества рабочих мест должны остаться без изменений.

Стоимость чистых активов ОАО "Речицкий текстиль" составляет 24,5 миллиарда рублей. Основным видом деятельности общества является производство и оптовая торговля текстильными товарами и изделиями. Численность работающих - 660 человек. ГКИ распоряжается 97,6 процента акций, которые планируются к отчуждению. Начальная цена пакета акций составляет 23,9 миллиарда рублей. Условия конкурса предусматривают, что покупатель акций в течение 2 лет предоставит для развития общества заем на 4 миллиона евро под 5 процентов годовых на 10 лет с началом расчета по займу не ранее 5 лет после его предоставления в полном объеме. Также он будет обязан в течение 5 лет сохранить профиль деятельности общества, количество рабочих мест, а также содержать объекты социальной сферы, находящиеся у общества в безвозмездном пользовании.

←Главная проблема для гибрида - иметь мозги

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика