Получим ли пилюли от Брынцалова?
Российский бизнесмен Владимир Брынцалов все-таки заключил инвестиционный договор с Беларусью о строительстве предприятия по производству лекарственных препаратов. Российские эксперты в области фармакологии полагают, что, несмотря на плохую репутацию бизнесмена в России (его предприятие уличили в подделке лекарств известных зарубежных марок), белорусский проект может оказаться довольно успешным.
Брынцалов еще в 2008 году обозначил свой интерес к инвестированию в фармпроизводство на территории Беларуси. И даже пошли переговоры о создании современного производства в Витебске, в свободной экономической зоне, где российская компания «Ферейн» («Брынцалов-А») и государственный концерн «Белбиофарм» зарегистрировали совместное предприятие «Витунифарм». Объем инвестиций планировался на уровне 100-120 млн. долларов. Половину должен был вложить в проект российский бизнесмен.
Однако в конце октября 2008 года, ссылаясь на кризис, российский инвестор отказался от этого проекта. Некоторые аналитики объясняли отказ Брынцалова тем, что в то время Минск не смог гарантировать ему как стратегическому инвестору льготные условия работы на белорусском рынке.
Лишь год спустя, в ноябре вышел указ президента № 549. Совместному российско-белорусскому ОАО «Ферейн» было передано фармацевтическое предприятие «Диалек» с последующим строительством на его территории нового завода.
Указом было предусмотрено списание с «Диалека» всей задолженности перед бюджетом для последующей передачи СОАО «Ферейн» как имущественного комплекса. Кроме того, минским городскому и областному советам рекомендовано освободить СОАО «Ферейн» от целевых сборов в части прибыли, полученной при передаче имущественного комплекса. Также компании была предоставлена рассрочка по уплате НДС при ввозе товаров (за исключением налога, взимаемого при ввозе товаров с территории России).
Правительству, в соответствии с указом, было поручено в трехмесячный срок обеспечить заключение инвестиционного договора с частным производственно-торговым унитарным предприятием «МСП-ойл» (также принадлежит Брынцалову) «о строительстве СОАО «Ферейн» фармацевтического предприятия в Республике Беларусь на базе имущественного комплекса».
Однако по неизвестным причинам подписание инвестдоговора затянулось. Лишь в августе правительство приняло соответствующее постановление.
Возможно, долгая пауза была связана со скандалом вокруг принадлежащей бизнесмену компании “Брынцалов-А” («Ферейн»).
Еще в апреле 2009 года Московский городской суд назначил главе компании ЗАО «Брынцалов-А» Татьяне Брынцаловой (сестре Владимира Брынцалова) наказание в виде пяти лет лишения свободы условно за фальсификацию лекарств и штраф в размере 50 тысяч российских рублей. Судебные разбирательства продолжались несколько лет.
Несмотря на небольшой, как считают профильные эксперты, штраф, финансовое положение компании Брынцалова сильно пошатнулось.
По данным ЦМИ «Фармэксперт», за первое полугодие 2009 года объем продаж компании составил 3,1 млн. долларов, или 2 млн. упаковок (в лучшие времена он достигал 54,4 млн. долларов, или 15-16 млн. упаковок). Уже весной текущего года в Московский арбитражный суд поступили два заявления от российских компаний о признании несостоятельным ЗАО «Брынцалов-А».
Сам Брынцалов, как отмечают эксперты, давно не входит в топ-список богатейших россиян. Возникает вопрос: а сможет ли он потянуть строительство завода в Беларуси?
Как отмечает аналитик «КОМКОН-Фарма» Галина Муравьева, «продажи ЗАО «Брынцалов-А» на российском рынке, действительно, заметно упали. Тем не менее, сложно сказать, есть ли у Брынцалова какие-то финансовые проблемы, которые могут затруднить реализацию проекта строительства фармпредприятия в Беларуси. Некоторое время назад бизнесмен хотел продать свое производство в России. Никто не хотел покупать производство с такой репутацией. Оно котируется хуже индийского».
По словам Муравьевой, в своеобразном рейтинге доверия компания Брынцалова из-за скандала с производством контрафакта располагается после компаний Швейцарии, Германии, Восточной Европы, Болгарии, России, Индии.
«Тем не менее, можно сказать, что Брынцалов достаточно безболезненно пережил скандал с производством контрафакта. Меры за изготовление фальшивых лекарств, мне кажется, должны были быть более жесткими», — считает аналитик.
Профильные эксперты убеждены, что заинтересованность бизнесмена в инвестировании в завод на территории Беларуси связана с планами восстановить пошатнувшийся бизнес, частично переместив его за пределы России.
«Так что помешать в реализации проекта ему может только собственное нежелание», — полагает Муравьева.
Предполагаемый объем инвестиций в новое фармпредприятие может составить до 50 млн. долларов. Руководитель отдела рейтинговых проектов ЦМИ «Фармэксперт» Николай Беспалов считает, что у Брынцалова найдутся необходимые средства.
«Если будет поддержка в виде административного ресурса, гарантированный рынок сбыта, думаю, у этого проекта хорошие перспективы», — подчеркнул Беспалов.
Андрей КОЖЕМЯКИН