«Газета.Ru»: Лукашенко истекает нефтью
Белстат опубликовал данные по состоянию белорусской экономики за первое полугодие 2010 года. Это были первые полгода в истории страны, когда она платила за российскую нефть полную цену — $396 за тонну. И масштаб обвала белорусской экономики впечатляет.
Доходы России от экспорта нефти в первом полугодии 2010 года достигли $65 млрд, что почти на 60% выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщил Росстат. Однако в физическом выражении экспорт...
В первом полугодии Беларусь сократила импорт нефти из России на 49,8% в годовом выражении, до 6,467 млн тонн, импорт нефтепродуктов — более чем на 70%, до 525,4 тыс. тонн. При этом Беларусь уменьшила производство собственных нефтепродуктов на 29,9% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. За один только июль показатели белорусской нефтепереработки снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 12,8%. Производство автомобильного бензина за полгода упало на 20%, дизельного топлива — на 26,1%, топочного мазута — на 32,8%. Экспорт белорусских нефтепродуктов сократился на 40%, до 4,611 млн тонн.
В условиях резкого подорожания энергоносителей начала рушиться белорусская промышленность.
Страна оказалась во внешнеторговой западне: по итогам января — июня отрицательное сальдо внешней торговли составило $3,510 млрд, а по энергоносителям — минус $2,175 млрд. Для сравнения: размер белорусского бюджета составляет порядка $10 млрд.
По данным Белстата, в первом полугодии 2010 года доля убыточных промышленных предприятий в Беларуси составляла 14,9% от их общего числа. Наибольшие убытки понесли предприятия машиностроения и металлообработки — 88,1 млрд белорусских рублей (согласно курсу Банка Беларуси, $1 составляет 2997 белорусских рублей), электроэнергетики — 76,4 млрд рублей, пищевой промышленности — 45,4 млрд рублей, промышленности стройматериалов — 38,5 млрд рублей, черной металлургии — 35,1 млрд рублей. Те же предприятия, которые смогли получить хоть какую-то прибыль, еле-еле сводят доходы с расходами, то есть о рентабельной работе речь не идет.
В стране растут цены. По данным Белстата, в первом полугодии картофель подорожал на 35,2%, сахар — на 29,5%, бензин — на 21,5%, овощи — на 19,3%, животное масло — на 15,1%, чай — на 11,6%, алкогольные напитки — на 10,2%, медикаменты — на 15,7%, городские пассажирские перевозки — на 14,2%.
Такого интенсивного роста цен Беларусь не знала с 1990-х годов.
При этом на носу у Александра Лукашенко президентские выборы. Если он их выиграет, то будет править Беларусью дольше, чем Леонид Брежнев правил СССР (Брежнев занимал пост 18 лет, Лукашенко у власти уже 16 лет). Но теперь рейтинг «батьки» падает: последние независимые опросы показывают, что за Лукашенко готовы проголосовать лишь 33% избирателей.
Это значит, что, как и перед предыдущими выборами, власть будет задабривать электорат повышением пенсий, удержанием курса доллара и цен в магазинах, но главное — выполнением обещания довести среднюю зарплату в Беларуси до заветных $500.
Сейчас белорусские власти лихорадочно ищут деньги. Но взять их негде. Москва прекратила выдавать Минску кредиты еще в 2009 году, Китай готов дать $15 млрд, но это связанные кредиты, то есть под закупку китайских же товаров. Зарплату бюджетникам ими не выдашь. Европа также прекратила давать деньги, так и не дождавшись от Лукашенко многократно обещанных экономических и политических реформ: Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) с начала 2010 года не одобрил ни одного белорусского проекта, хотя еще в прошлом году было зафиксировано рекордное количество проектов с участием ЕБРР. Также Беларусь не может воспользоваться кредитом Международного валютного фонда (МВФ), поскольку не принимает условия сотрудничества, выдвинутые этой организацией: накануне президентских выборов Александр Лукашенко не может позволить себе непопулярные реформы, на которых настаивает МВФ.
Пытаясь одолжить деньги, белорусский Минфин выпустил евробонды в общей сложности на $1 млрд, но это лишь позволило заткнуть некоторые прорехи в бюджете.
Белорусские власти готовы продать и «фамильное серебро» — наиболее ценные промышленные активы страны. Например, переговоры о продаже предприятия «Беларуськалий» ведутся с представителями Китая, Индии, а также с российским миллиардером Сулейманом Керимовым. Впрочем, пока безуспешно. Всем белорусским министерствам доведены планы по привлечению иностранных инвестиций — под личную ответственность министров, но тоже без особого эффекта.
В сложившейся ситуации Беларусь ищет новых партнеров. «Вчера было объявлено, что Лукашенко едет в октябре с официальным визитом в Иран», — говорит ведущий специалист концерна «Белэнерго» Тадэуш Ваницкий.
И никто не скрывает главную цель этого визита: при участии Махмуда Ахмадинеджада и Лукашенко будет сдано для промышленной добычи нефтяное месторождение Джафир.
Контракт о его разработке между Ираном и Беларусью был подписан еще в 2007 году компанией «Беларуснефть» и Национальной нефтяной компанией Ирана. Беларусь отчаянно рискует ради дешевой нефти, отмечает Ваницкий: «Совет безопасности ООН 9 июня принял очередную резолюцию, вводящую новые санкции в отношении Ирана. 3 августа США ввели санкции в отношении еще 21 иранской компании. В списке компании, работающие в сфере финансов, страхования, инвестиций, добычи полезных ископаемых и промышленности, которые контролирует правительство Ирана. Санкции поддержала и Россия. И то, что официальный Минск от безысходности кинулся за нефтью в Иран, также ставит его под удар международных санкций».
При этом падает роль Беларуси как страны — транзитера российских энергоносителей в Европу. «Недавно белорусское правительство оценило перспективы транзита российской нефти и газа и пришло к выводу, что в ближайшую пятилетку доходы от транзита будут падать. Сегодня через Беларусь транзитом проходит 25% российского газа, поставляемого в Европу, и 30% экспортируемой российской нефти», — говорит политолог Виктор Демидов. Транзит серьезно поддерживает белорусский бюджет. «В 2010 году Беларусь должна будет получить около за транзит российской нефти $220 млн и еще в два раза больше — за транзит российского газа, — напоминает он. — Однако в 2011—2015 годах все переменится. В 2012 году заработает российский нефтепровод БТС-2, и транзит российской нефти по территории Беларуси резко сократится. Это официальный прогноз, он прописан в программе развития транзитного потенциала страны на ближайшую пятилетку. То же самое произойдет и с транзитом газа, после того как начнут работать газопроводы «Северный поток» и «Южный поток».