Импорт легковых авто в Беларусь увеличился на 58,4 процента
12.08.2010 17:54
—
Новости Экономики
Импорт легковых автомобилей в Беларусь в первом полугодии 2010 г. вырос на 58,4% по сравнению с январем-июнем 2009 г. до 113,8 тыс. единиц, в денежном выражении импорт увеличился на 65,5% до 725,3 млн долл., согласно данным Белстата.
Практически весь объем импорта /97,3%/ обеспечили физлица, которые увеличили импорт легковых автомобилей в первом полугодии 2010 г. в 3 раза к показателю первого полугодия 2009 г. до 110,7 тыс. единиц, в денежном выражении импорт автомобилей физлицами вырос в 3,2 раза до 686,3 млн долл.
По итогам января-июня юрлица ввезли в Беларусь 3,1 тыс. автомобилей /в 72 раза меньше, чем в январе-июне 2009 г./.
Импорт автомобилей юрлицами из России в январе-июне 2010 г. вырос на 14% к прошлогоднему показателю и составил 708 единиц, в денежном выражении импорт вырос на 52% до 5,5 млн долл.
Анализ ситуации с начала года указывает на рост ажиотажного спроса населения на импортные автомобили с пробегом. Если в начале года темпы импорта физлицами таких автомобилей были несколько ниже прошлогоднего показателя, то затем они начали быстро расти и по итогам полугодия составили трехкратный рост. Отчасти этот спрос был порожден ожидаемым повышением ставок таможенных пошлин на импортные автомобили, отчасти обусловлен желанием заработать на перепродаже таких автомобилей в России после вступления в силу основных положений Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Однако, как показали последние события, Россия не допустит такие автомобили на свой рынок без уплаты пошлин, закрепленных внутренним законодательством.
По мнению экспертов, темпы импорта автомобилей физлицами во втором полугодии будут во многом определяться характером переговоров Беларуси и России по "нефтяному вопросу". Поскольку пока Беларусь не получила гарантий поставки беспошлинной нефти, то она вряд ли пойдет на непопулярный среди отечественных автолюбителей шаг по повышению ввозных пошлин на автомобили. Это подтвердило и руководство ГТК Беларуси.
Для России сохраняются прежние, высокие ставки растаможки на автомобили, ввезенные из Беларуси, - для защиты собственных автопроизводств. Таким образом, в Беларуси можно ожидать значительного сокращения темпов импорта автомобилей физлицами во втором полугодии 2010 года, т.к. отечественный авторынок уже насыщен ввезенными в конце 2009 - начале 2010 гг. иномарками. В июле-августе на белорусском рынке подержанных автомобилей наблюдается снижение цен на 10-15%. Это обусловлено падением спроса на них, а также желанием продавцов вернуть средства, вложенные в автомобили с целью последующей перепродажи.
Основным фактором коренного изменения ситуации с импортом автомобилей стало введение с 1 января текущего года единого таможенного тарифа для Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, согласно которому таможенные пошлины на импорт автотранспорта белорусскими юрлицами были подняты до уровня российских, для физлиц – остались на уровне 2009 г.
В 2009 г. импорт легковых автомобилей в Беларусь сократился на 18,4% по сравнению с предыдущим годом до 163,5 тыс. единиц, в денежном выражении импорт снизился на 30,8% и составил 1,016 млрд долл.
Практически весь объем импорта /97,3%/ обеспечили физлица, которые увеличили импорт легковых автомобилей в первом полугодии 2010 г. в 3 раза к показателю первого полугодия 2009 г. до 110,7 тыс. единиц, в денежном выражении импорт автомобилей физлицами вырос в 3,2 раза до 686,3 млн долл.
По итогам января-июня юрлица ввезли в Беларусь 3,1 тыс. автомобилей /в 72 раза меньше, чем в январе-июне 2009 г./.
Импорт автомобилей юрлицами из России в январе-июне 2010 г. вырос на 14% к прошлогоднему показателю и составил 708 единиц, в денежном выражении импорт вырос на 52% до 5,5 млн долл.
Анализ ситуации с начала года указывает на рост ажиотажного спроса населения на импортные автомобили с пробегом. Если в начале года темпы импорта физлицами таких автомобилей были несколько ниже прошлогоднего показателя, то затем они начали быстро расти и по итогам полугодия составили трехкратный рост. Отчасти этот спрос был порожден ожидаемым повышением ставок таможенных пошлин на импортные автомобили, отчасти обусловлен желанием заработать на перепродаже таких автомобилей в России после вступления в силу основных положений Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Однако, как показали последние события, Россия не допустит такие автомобили на свой рынок без уплаты пошлин, закрепленных внутренним законодательством.
По мнению экспертов, темпы импорта автомобилей физлицами во втором полугодии будут во многом определяться характером переговоров Беларуси и России по "нефтяному вопросу". Поскольку пока Беларусь не получила гарантий поставки беспошлинной нефти, то она вряд ли пойдет на непопулярный среди отечественных автолюбителей шаг по повышению ввозных пошлин на автомобили. Это подтвердило и руководство ГТК Беларуси.
Для России сохраняются прежние, высокие ставки растаможки на автомобили, ввезенные из Беларуси, - для защиты собственных автопроизводств. Таким образом, в Беларуси можно ожидать значительного сокращения темпов импорта автомобилей физлицами во втором полугодии 2010 года, т.к. отечественный авторынок уже насыщен ввезенными в конце 2009 - начале 2010 гг. иномарками. В июле-августе на белорусском рынке подержанных автомобилей наблюдается снижение цен на 10-15%. Это обусловлено падением спроса на них, а также желанием продавцов вернуть средства, вложенные в автомобили с целью последующей перепродажи.
Основным фактором коренного изменения ситуации с импортом автомобилей стало введение с 1 января текущего года единого таможенного тарифа для Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, согласно которому таможенные пошлины на импорт автотранспорта белорусскими юрлицами были подняты до уровня российских, для физлиц – остались на уровне 2009 г.
В 2009 г. импорт легковых автомобилей в Беларусь сократился на 18,4% по сравнению с предыдущим годом до 163,5 тыс. единиц, в денежном выражении импорт снизился на 30,8% и составил 1,016 млрд долл.