Белорусы хотят перемен
В Беларуси гораздо больше симпатий к либерализму и рынку, чем в России.
Медийный образ белоруса и Беларуси в России сильно отличается от реальности. Более 2/3 россиян и белорусов никогда не были за границей. Даже не ездили друг к другу в гости. Знания россиян о белорусах базируются преимущественно на воспоминаниях советских времен, газетных статьях и коротких ТВ сюжетах. До сих пор устойчивы представления, что белорусы - это "те же русские", что Беларусь - островок благополучия и стабильности на постсоветском пространстве.
На оценку белорусов и Беларуси влияет также принцип "у соседа за забором трава всегда зеленее". Россияне считают, что свои чиновники воруют больше, коррупция разъела государство глубже. Олигархи, мол, в России злее, дороги хуже, взяточники наглее, города грязнее, надои ниже, а пьют больше. Беларусь же представляется этаким синеоким социалистическим островком стабильности и порядка. С хорошими дорогами, гостеприимными и рассудительными людьми, ухоженными с/х угодьями. Без надрывного и пошлого богатства, унижающей нищеты, с вежливыми чиновниками и уважающими закон милиционерами. Некоторые готовы приписывать Лукашенко даже то, что в Беларуси в отличие от России не было таких трагический пожаров.
Конечно, мало кто в мире может тягаться с Россией по уровню коррупции. Однако это отнюдь не значит, что Беларусь - белая и пушистая, что А. Лукашенко сумел создать то, что не удалось КПСС - развитой благополучный социализм. Тем более нет оснований делать вывод, что белорусская модель подходит для России. Чистота на улицах городов? Так и в 1980-ые россияне, казахи или украинцы были в восторге от чистоты наших городов. Хорошие дороги? Так они и 30 лет назад были лучше, чем в Подмосковье, в Украине или Азии.
Да, надо похвалить наших дорожников. Дороги у нас неплохие, но до немецких или французских автобанов нам еще далеко. Поля у нас засеяны и убираются, но, как и в советские времена, около 35% урожая сгнивает. И никого за это не наказывают. Более того, бизнесмены - аграрии давно поняли коммерческую выгоду колосистых полей и хронических битв за урожай. Когда на село из бюджета ежегодно дают $3,5 - 4млрд., грех не встроиться в потоки. При том средняя зарплата жителя села - около $250.
То, что для российских олигархов нефть и газ, для белорусских "баронов" - с/х производство и строительство (за исключением тех, кто вместе со своими российскими партнерами сидят на нефтяных и оружейных потоках). Да, в Беларуси олигархи тоже есть. Только в отличие от российских они люди не публичные. Если и появляются на ТВ, то исключительно как исполнители государственных программ или президентских поручений. Вот только недавно украинцы назвали имя белорусского долларового миллиардера Владимира Пефтиева. Большинство белорусов и знать не знали, что такие нувориши у нас есть.
Качество жизни в стране, порядок в экономике и ее эффективность можно оценивать по разным критериям. Возьмем несколько из них. Аксиоматчино, что от хорошего люди не бегут. К хорошему люди тянутся. Как показал недавний опрос Гэллопа (проводился в 2009г.) 20% белорусов (почти 2млн.) хотели бы навсегда уехать из страны. Из стран СНГ хуже только в Армении и Молдове. Для сравнения только 11% россиян хотели бы навсегда покинуть свою страну. 35% белорусов выражают желание уехать на заработки за границу. В России таких людей 22%. Первый показатель показывает, насколько белорусы в целом удовлетворены жизнью и считают ее комфортной.
35% белорусов хотели бы уехать на временные заработки за границу, т. е. стать гастарбайтерами. В Украине таких оказалось 21%, в России - 22%. Даже в Грузии желающих уехать на временные заработки оказалось меньше - 34%. И это в ситуации, когда белорусская официальная статистика гордо декларирует уровень безработицы 1%. При этом отдельные представители Минэкономики заявляют, что около трети существующих рабочих мест находится под угрозой. Добавим сюда, что, по данным белорусского МВД, около 1 миллиона белорусов работает за рубежом. Вряд ли такую ситуацию можно назвать социально благополучной. Ежегодно белорусские гастарбайтеры присылают своим семьям до $3млрд. в год. Без этих денег белорусы были бы гораздо беднее.
Возьмем еще один критерий. Размер теневой экономики - это показатель силы протеста населения и бизнеса против национальной бюрократии и ее стремления лишить человека права выбора. По последним данным экспертов Всемирного банка в Беларуси размер теневой экономики составляет 53% ВВП. Для сравнения в России он находится на уровне 52% ВВП, в Украине - 58%, Казахстане - 48%. Белорусская Вертикаль сдирает три шкуры с потребителей, бизнеса и предпринимателей и в итоге получает широкомасштабный национальный протест. За этими цифрами скрывается глубокое недоверие белорусов к своему правительству. Чиновники делают вид, что народ в стране законопослушный, а народ, не моргнув глазом, скрывает от налогов каждый второй зарабатываемый рубль.
Белорусы не смирились с навязанной номенклатурной, госплановской гвардией районного уровня моделью развития страны. Белорусы в гораздо большей степени, чем россияне хотят перемен. Они лучше относятся к рыночным реформам и либерализму, чем россияне. В отличие от России еще никто из правителей нашей страны не называл реформы либеральными и не говорил, что в стране построен рынок. 65% населения считает (репрезентативный национальный опрос июля 2010г.), что бизнес должен быть частным.
Для сравнения за государственную собственность бизнеса выступают 25% респондентов. 54% населения выступают за такие изменения законов, чтобы легче было начать свое дело. Против этого высказывается 21% респондентов. 58% белорусов поддерживают новые законы, которые бы защищали права частной собственности от государства. Противников таких законов в стране 18%. На прямой вопрос, "вы хотите больше экономических реформ и либерализации», 46% белорусов ответили положительно и только 22% - против. И еще один показательный вопрос: "Как Вы считаете, Беларуси нужно больше реформ свободного рынка, чтобы обеспечить больший экономический рост?" "Да" ответили 52%, "нет" - 17% белорусов.
Очевидно, что электоральная поддержка для настоящих либеральных, рыночных реформ в Беларуси есть. Существующий режим опирается на свой твердый электорат около 20% плюс еще около 15% людей, которые поддерживают разные аспекты деятельности властей. Остальные 65% населения вообще не представлены во власти. Около 20-25% из них - твердые сторонники демократических сил и свободного рынка, остальные - пока никому не верят и не видят для себя нового кандидата в президенты.
В арсенале А. Лукашенко нет тех предложений, которые бы соответствовали взгляда и убеждениям этих 3 миллион человек. А вот у кандидата- рыночника, кандидата-либерала, кандидата, выступающего за дружбу и партнерство с Россией и Европейским Союзом, очень большой шанс получить поддержку этих людей. Напомним, что уже весной 2010г. 51% белорусов хотели видеть на посту президента Беларуси нового человека. К зиме из число будет еще больше, особенно если Россия и Запад вместе потребуют проведения в стране свободных, демократических выборов.
Время А. Лукашенко быстро уходит. Он проморгал экономический кризис и до сих пор не сумел к нему адаптироваться. Он перестал слышать народ и сегодня представляет интересы лишь силовиков, верхушки номенклатуры и советских белорусов. Он рассорился со всеми соседями, ответив злом на добро. Очевиден миф о том, что Лукашенко поддерживают большинство белорусов. Для смены власти в Беларуси готовы практически все необходимые элементы.