"Сборочный цех" – на реконструкцию
Reuters опросил независимых экспертов Беларуси и сделал вывод, что пока рыночные реформы в Беларуси буксуют. Но запланированные выборы президента дадут новый старт преобразованиям, предполагая китайский путь, пишет "Ежедневник".
Критикуемый и на Западе, и в Росси, и оппозицией за авторитаризм президент Александр Лукашенко фактически сохранил плановую экономику, в которой государство контролирует 70-80%, а частный сектор, представленный в основном средним и мелким бизнесом, жестко регулируется.
В 2007 году на фоне сближения с Западом власти заявили о планах либеральных реформ и с тех пор упразднили на предприятиях "золотую акцию" государства, ослабили контроль над ценами, упростили и снизили налоги, чем заслужили похвалу МВФ и Всемирного банка.
За счет господдержки Беларуси удалось сохранить промышленный потенциал, однако мировой кризис подкосил ориентированное на экспорт в СНГ машиностроение, замедлив в прошлом году рост экономики до 0,2% с прежних 10% в год.
В ближайшие шесть месяцев Беларусь проведет президентские выборы, которые в условиях напряженных отношений с союзной Россией могут оказаться одними из самых трудных для переизбирающегося на четвертый срок Лукашенко.
"Лукашенко понимает, что если либерализация начнется, она будет носить необратимый характер. До президентских выборов не будет никаких решительных шагов. Достаточно уже той простой причины, что власть не захочет упустить контроль над финансовыми потоками в период избирательной кампании", - говорит политолог Александр Федута.
В конце прошлого года власти объявили о планах приватизации крупных предприятий и анонсировали новые реформы, однако пока ограничились обещанием изложить их суть в специальной директиве президента.
"Либерализация ни в коем случае не сворачивается... Наши консультации с властями показывают, что они заинтересованы в этих преобразованиях", - сказала Reuters Наталия Колядина, глава представительства МВФ в Беларуси.
Рост цен на российские энергоносители, лишивший страну косвенных субсидий более чем на 2 млрд. долларов, равно как и создание таможенного союза с Россией и Казахстаном подтолкнут Минск к модернизации экономики.
"Выхода нет. В условиях единого экономического пространства с Россией и Казахстаном у Беларуси есть один путь - создание конкурентоспособной экономики, которая невозможна без фундаментальных изменений", - сказал глава представительства «Ренессанс Капитал» Сергей Левин.Западным инвесторам, в лице которых белорусские власти пытаются найти альтернативу доминирующему российскому капиталу, также нужны четкие правила игры.
"Западные инвесторы готовы поверить в Беларусь. Мы это видим. Но чтобы этот приход был массовым, власть должна создать базовые условия, когда инвестор мог бы прийти в страну, не обращаясь для этого на самый высокий уровень власти. Нужны общие рыночные условия", - сказал Левин.
Рассорившись с Россией и заговорив о разочаровании в отношениях с Западом, Лукашенко развернулся в сторону Китая, с которым весной этого года были подписаны соглашения на общую сумму около 10 млрд. долларов. Сам Лукашенко не раз говорил, что ему импонирует китайский путь развития.
"Формируется китайский сценарий: медленная трансформация государственного сектора, точечная приватизация, создание максимально привлекательных условий для иностранных инвесторов", - сказал Reuters глава института приватизации и менеджмента Павел Данейко.
Аналитики считают, что власть, не имеющая сильных оппонентов внутри страны, может позволить провести быстрые экономические реформы, не оглядываясь на политическую конъюнктуру.
В числе давно назревших мер эксперты называют упрощение бюрократических процедур и административного регулирования, либерализацию рынка ценных бумаг, упразднение искусственных госмонополий и реформу налоговой системы.
"Пока правительство в основном убрало то, что лежало на поверхности. Были очевидными нелепые нормы, которые нужно было отменить. Сейчас надо работать с деталями", - сказал Reuters глава инвестиционной компании «Юнитер» Андрей Дерех.
В Беларуси с централизованной властью и неповоротливым бюрократическим аппаратом все еще актуальна угроза возвращения к экономике советского образца.